ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СЛЕПОТЕ И СЛАБОВИДЕНИИ

Восприятиеиграет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве. По звуку они могут воспроизводить своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий к природному пейзажу. При ориентации на местности слепые преодолевают препятствия при выборе направления движения по звукам, которые обычно не воспринимаются зрячими. Таким образом, у незрячих и слабовидящих детей слуховое восприятиеявляется важной опорой в познании окружающего мира, необходимого для их психического развития.

 

У детей с глубокими нарушениями зрения в отличие от нормально видящих отмечается снижение уровня обобщенности, фрагментарность и нечеткость зрительных представлений.Основной причиной несоответствия образа оригиналу является недостаточность полного чувственного опыта в результате слепоты и слабовидения.

В процессе восприятия предметов на основе осязания и тактильной чувствительностиу детей формируются представления о форме, обьеме, размере и качестве предметов.

 

Обонятельные представленияу детей с нарушениями зрения играют важную роль в их жизнедеятельности. Слепой, пользуясь обонянием, воспринимает разнообразные запахи как сигналы о событиях, происходящих вокруг него. В процессе всей жизни слепой и слабовидящий ребенок учится различению запахов, что формирует образы представлений, которые затем используются для разного рода умозаключений.

 

Формирование мышленияу слепых и слабовидящих имеет ряд особенностей.

Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов.

 

Для детей начальных классов характерно недостаточное развитие наглядно-действенного и наглядно-образного планов мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности при решении математических задач.

 

Причинами этого являются нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт слепых и слабовидящих.

 

У некоторых слепых и слабовидящих нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи.

Речьдля детей с нарушениями зрения играет компенсаторную функцию.

По данным М. Е. Хватцева, у слепорожденных недостатки произношения отмечаются в 16% случаев, а удетей, ослепших до 5—7лет — только в 6% случаев.

 

Недостатки речи влияют на общение детей с глубокими нарушениями зрения, что ведет к появлению у них замкнутости, негативизма, аутизма и других отрицательных черт личности.

 

Неудовлетворительное состояние зрения сказывается на скорости и правильности чтения и письма.