Понятие, назначение и роль государственного кадастра недвижимости
Основы кадастра недвижимости
Краткий курс лекций
Для студентов I1 курса
Направление подготовки
Землеустройство и кадастры
Профиль подготовки
«Землеустройство» и «Земельный кадастр»
Саратов 2014
УДК 54
ББК 24
П92
Рецензенты:
Зам. директора Института экономики, доктор сельскохозяйственных наук, профессор
Е.Ф.Заворотин
Доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесомелиорации
ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ»
П.Н.Проездов
П92 | Основы кадастра недвижимости: краткий курс лекций для студентов I1 курса направления подготовки 120700,62 «Землеустройство и кадастры» / Сост.: Н.М. Губин, // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2014. – с. Краткий курс лекций по дисциплине «Основы кадастра недвижимости» составлен в соответствие с рабочей программой дисциплины и предназначен для студентов направления подготовки 120700,62 «Землеустройство и кадастры». Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основам кадастра недвижимости. Направлен на формирование у студентов знаний о кадастровой деятельности. видах объектов недвижимости, основных их характеристиках, подлежащих внесению в ЕГРОН, выполнения основных технологических приемов кадастрового учета и оценки недвижимости, применение этих знаний в производственной и научной деятельности. УДК 54 ББК 24 |
© Губин Н.М.,
© ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2013
Лекция 1
Понятие, принципы и функции ведения кадастра недвижимости
1.1 Понятие, назначение и роль государственного кадастра недвижимости (ГКН)
в системе единого информационного пространства России.
1.2 Основные функции и принципы ведения государственного кадастра
недвижимости (ГКН).
1.3 Организация кадастровой деятельности в России.
Понятие, назначение и роль государственного кадастра недвижимости
(ГКН) в системе единого информационного пространства России
Земельный кадастр является основой функционирования цивилизованного рынка земли и недвижимости любого государства и в конечном итоге позволяет осуществлять управление национальным богатством. Земельный фонд России составляет 1709,8 млн. га. Чтобы рационально использовать это достояние необходимо обладать полной, достоверной и оперативной информацией о земельных ресурсах и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества на всех уровнях – от отдельного земельного участка до территории хозяйства, района, республики, государства в целом. Таким образом, совокупность достоверных сведений о земле и прочно связанных с ней объектов сосредоточена в государственном кадастре недвижимости – единой государственной информационной системе о земельных ресурсах и объектах недвижимости страны.
В соответствии федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости ” (№221-ФЗ от 27 июля 2007г ст.1п.2) «Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом [ ].
На сегодняшний день в России более 42 миллионов граждан являются собственниками, пользователями или арендаторами земельных участков. А чтобы совершать различные сделки (куплю-продажу. аренду. залог. наследование, дарение и др. сделки с земельными участками и объектами недвижимости, необходимо чтобы они получили правовой статус ( юридическую значимость), для этого необходимо провести их кадастровый учет и государственную регистрацию, а также определить их стоимость (цену).
Понятие "кадастр" [фр. cadastre< ср. -гр. Katastichon лист, реестр] произошло от двух латинских слов caput – податный предмет и capitastrum, означающий опись податных предметов. Первоначально кадастр представлял собой книгу, содержащую список облагаемых налогом земель с указанием площади, качества почв и размера земельного налога.
Сегодня в стране предусмотрено ведение 15-и государственных информационных фондов, объекты которых имеют четко выраженную территориальную привязку. При этом каждое ведомство использует свои методы, средства и технологии на всех этапах их создания - от инвентаризации объектов до формирования соответствующих информационных баз об этих объектах и оперативного наблюдения за их состоянием и развитием. Такой подход приводит не только к дублированию одних и тех же общесистемных работ, распылению средств на их выполнение, но затрудняет в дальнейшем интеграцию отдельных кадастров в единую систему для обеспечения комплексной оценки ситуации и управления экономикой страны и ее территорией.
В настоящее время государственный кадастр недвижимости можно трактовать как науку, как информационный ресурс и как производственную деятельность (рис.1) .
Рисунок 1- Современное содержание кадастра недвижимости
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации ( №136-ФЗ 25.10.2001 г.) государственный земельный кадастр – это система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно-хозяйственной ценности земель.[ ].
Государственный градостроительный кадастр -охватывает земли поселений (19,1 млн га, в том числе 8,0 млн га - земли городских поселений, 1,1 % земельного фонда) и содержит обязательные характеристики зданий, сооружений и всего, что находится над и под поверхностью земли, то есть фактически речь идет об объектах улучшений пространственной сферы жизнедеятельности человека, ее изменениях, об ограничениях использования земельного фонда и иных объектов недвижимости в градостроительстве.
ГКН занимает ведущее положение среди других кадастров и информационных систем исходя из следующих условий:
- объектом является весь земельный фонд РФ независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования;
-формирование объектов кадастрового учета ведется по единой общегосударственной технологии;
-в законодательно установленном порядке обеспечивается взаимодействие между держателями кадастровой информации;
- является основой и обеспечивает информационную поддержку других государственных кадастров и реестров (прав, налоговый);
- данные ГКН подлежат обязательному применению при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при решении земельных споров, изъятии и предоставлении земель, оценке земель и иных объектов недвижимости. зонировании и планировании использования земель, осуществлении государственного контроля;
в отличии от других информационных систем ГКН как информационная структура требует организации специального федерального органа, обеспечивающего развитие, актуализацию и ведение системы (Росреестр).
Таким образом, Государственный кадастрнедвижимости - единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования и прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта недвижимости являются сведения о нем, внесенные в документы ГКН
Государственный кадастр недвижимости ведется в целях:
создание налогооблагаемой базы, обеспечение сбора земельного и имущественного налогов;
защиты прав собственников земли и создания объективной основы для установления платы за землю,
информационного обеспечения гражданского оборота земли, рационального использования и охраны земель, планирования и регулирования использования земельных ресурсов. повышения эффективности управления территорией.
Конечным продуктом при ведении государственного кадастра недвижимости является создание банков данных кадастровой информации. Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных, могут быть органы управления территориями, администрации городов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации и Федеральные органы управления, юридические и физические лица.
Законодательно определено, что применение данных ГКН является обязательным при разрешении межевых споров, определении платежей за землю, планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении для государственных, муниципальных и иных нужд. Она необходима и в проведении землеустроительных работ, оценке хозяйственной деятельности, осуществлении государственного контроля и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
В связи с развитием рынка земли она выступает не только как объект хозяйственной деятельности, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский оборот и применением в отношении ее всех необходимых рыночных атрибутов, таких как: земельный налог, арендная плата, цена земли, сделки с землей. А потому сведения кадастра недвижимости являются основой для ее оценки как объекта недвижимого имущества и нормального функционирования в гражданском обороте.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости (ГКН) предназначен для обеспечения органов власти и управления всех уровней, юридических лиц и граждан информацией о земле с целью:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами и муниципальным имуществом;
государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель, разработки мероприятий, направленных на сохранение и повышение ее плодородия;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечения гарантий прав собственника, землепользователя;
регулирования операций с земельными участками и недвижимостью, придания им гласности и законности;
землеустройства, территориального планирования, оценки хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель;
экономической оценки земель и учета ее стоимости в составе природных ресурсов, установления обоснованной платы за землю. Поступления платежей в бюджеты различных уровней и их использования.
В экономически развитых странах кадастр земель и другой недвижимости прошел этапы становления и развития на протяжении последних 200-400 лет. В настоящее время эти государства имеют юридически полноценный, организационно оформленный инструмент учета и ведения налогообложения, что является важнейшей составляющей экономической и социальной стабильности государства.