ПРОМ ЭЛЕКТРОНИКА
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМАХ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Для модернизации устройств СЦБ в нашем центре разработаны система счета осей ЭССО, микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И, микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ с автоматическими блок-постами, автоблокировка СИР-ЭССО, автоматическая локомотивная сигнализация АЛСР, микропроцессорная автоматическая переездная сигнализацияМАПС.
■ЭССО - микропроцессорная система, обеспечивающая автоматический контроль свободное™ (занятости) участков пути любой сложности и конфигурации. Система хорошо зарекомендовала себя при эксплуатации. Она работает при любом, вплоть до нулевого, сопротивлении балласта, в том числе на участках с металлическими шпалами и стяжками, на цельнометаллических мостах. ЭССО контролирует свободность перегонов, участков приближения к переездам, блок-участков при автоматической блокировке, стрелочных секций и приемоотправочных путей на станциях, стрелочных и бесстрелочных участков в системах горочных автоматических централизации.
МПЦ-И выполнена преимущественно на отечественной элементной базе. Она работает с традиционными напольными устройствами и кабельными сетями СЦБ. МПЦ-И имеет невысокую стоимость и представляет собой открытую для реконфигурации силами заказчика систему.
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
ПРОМ ЭЛЕКТРОНИКА
Микропроцессорная путевая блокировка МПБ предназначена для замены релейной полуавтоматической блокировки (РПБ) на малодеятельных участках. Она автоматически контролирует свободность перегона. Физические линии связи между станциями при этом можно полностью исключить.
На участках с интенсивным движением можно применять четырехзначную автоблокировку СИР-
ЭССО в различных вариантах включения. Систему можно использовать на засоленных участках дорог и линиях с высокой интенсивностью движения в качестве «горячего резерва» АБ. Это позволяет повысить «живучесть» автоблокировки. Особенностями СИР-ЭССО являются использование только одной пары кабеля СЦБ вдоль перегона с резервированием канала передачи информации и реализация как тра-
Аппаратура системы ЭССО Постовое оборудование системы МПЦ-И |
РИС. 1
диционного способа кодирования, так и кодирования по радиоканалу посредством системы автоматической локомотивной сигнализации (АЛСР).
Система интервального регулирования на основе счета осей имеет неплохие перспективы. Она устойчиво работает при нулевом сопротивлении балласта. При ее внедрении снижаются эксплуатационные расходы и потери от хищения металлосодержащей аппаратуры, уменьшаются расход кабеля, затраты на содержание верхнего строения пути.
НПЦ «Промавтоматика» располагает рядом технологий, использующихся в микропроцессорных системах и комплексно решающих задачу обеспечения безопасности движения поездов в целом. Комплекс технических средств интервального регулирования движения поездов (КТС ИРДП) включает в себя систему интервального регулирования движения поездов на базе системы контроля участков пути методом счета осей СИР-ЭССО и АЛСР. КТС ИРДП позволяет снизить эксплуатационные расходы и повысить уровень безопасности движения поездов.
Автоматическая локомотивная сигнализация с использованием радиоканала (АЛСР) (рис. 1) передает на локомотив информацию от сис-
тем интервального регулирования и отображает на пульте машиниста (или передает локомотивным системам КЛУБ и САУТ) показания светофоров до 10 впередилежащих блок-участков по маршруту следования. Передача данных осуществляется в непрерывном режиме и с использованием точечного канала связи с локомотивами (ТКС-Л).
Для непрерывной передачи данных о состоянии впередилежащих блок-участков или допустимой скорости движения на локомотив используется универсальный цифровой радиоканал (УЦРК). Мобильная станция локомотива (МСЛ) получает через УЦРК блока сигнальной информации о показаниях светофоров от очередной, впередилежа-щей сигнальной точки. На рис. 1
приняты следующие обозначения: СНС - спутниковая навигационная система, ПП - путевой приемоот-ветчик, СПП - считыватель путевых приемоответчиков, РМ - радиомодем, ДПС - датчик пути и скорости.
Система точечного канала связи с локомотивом состоит из стационарного и локомотивного комплектов. Оборудование ТКС-Л и поддерживаемые интерфейсы обусловливают высокую гибкость при их размещении на участках железных дорог и сопряжении с имеющимися устройствами СЖАТ.
ТКС-Л применяют совместно с системами автоблокировки децентрализованного типа (рис. 2). При этом устройства сопряжения (УСО) путевых приемоответчиков (ПП) с
РИС. 3
аппаратурой АБ размещают в релейных шкафах сигнальных точек. ТКС-Л и СИР-ЭССО являются составными частями единого комплекса технических средств. Их совместное применение снижает затраты на взаимную увязку, обеспечивает высокую надежность работы, полную реализацию всех функций систем и максимальную экономическую эффективность.
При использовании ТКС-Л с автоблокировками централизованного типа устройства сопряжения путевых приемоответчиков с аппаратурой АБ размещают на ста-тивах станционных систем ЖАТ (рис. 3). Устройства сопряжения связаны с приемоответчиками по выделенным кабельным линиям.
Расход кабеля можно существенно снизить за счет использо-
вания одной четырехпроводной линии связи для подключения всех путевых приемоответчиков, размещенных на перегоне. При этом в составе ТКС-Л применяется оборудование уплотнения (УО) в концентраторе (станционном устройстве) и напольных устройств.
Использование ТКС-Л совместно с другими системами разработки НПЦ «Промэлектроника» решает одновременно несколько задач. Например, применение ЭССО на станциях (рис. 4) и оборудование боковых путей ТКС-Л позволяют:
свести к минимуму задержки поездов при их сквозном пропуске за счет резервирования рельсовых цепей на главных путях с помощью системы счета осей, а также за счет традиционной системы кодирования с помощью точечного канала;
снизить затраты на эксплуатацию систем ЖАТ на боковых путях в результате исключения РЦ;
упростить канализацию тягового тока за счет ликвидации значительной части РЦ.
Компоненты комплекса технических средств интервального регулирования движения поездов успешно испытываются на опытном полигоне Свердловской дороги (СИР-ЭССО - с 2002 г., УЦРК и МСЛ - с 2004 г., КСПЛ и ТКС-Л - с 2005 г.).
Представленные новые технологии дополняют предлагаемые НПЦ «Промэлектроника» комплексные решения для строительства новых и модернизации существующих систем СЦБ на магистральном и промышленном транспорте. Используя в различных сочетаниях и конфигурациях систему счета осей ЭССО, микропроцессорную централизацию МПЦ-И, комплекс технических средств ИРДП на базе СИР-ЭССО и АЛСР, микропроцессорную полуавтоматическую блокировку МПБ, автоматические блок-посты, мик-ропроцессорную переездную сигнализацию МАПС, наши заказчики получают безопасные и экономически оптимальные решения «под ключ».