Мнение Шафиитов

 

Шафи (Kitab al-Umm, 4:257): «Если враг укрепился на холме в крепости, или при помощи траншеи, или разбросав колючки, или посредством чего либо другого, то их можно атаковать из катапульт, осадных орудий, огнем, скорпионами, змеями и всем что навредит им.
Муджахеды могут повернуть против них воду, для того чтобы затопить их, или чтобы они завязли в грязи. Все это может быть сделано, не принимая в расчет, есть среди них дети, женщины и монахи, потому что нет иммунитета без принятия Ислама или заключения договора.
Также нет греха в том, чтобы сжечь их фруктовые деревья и другие деревья и в том, чтобы разорить их земли и любое другое имущество».

2. Аль Хафиз ибн Хаджар аль Аскалани (Fath al-Bari, 6:155): «Большинство ученых считали допустимым сжигание и разорение территории врага. Аль Аузаи, аль Лайс и Абу Савр считали это порицаемым, приводя в довод наставления Абу Бакра своим армиям о том, что они не должны ничего портить. Табари ответил, что этот запрет касается преднамеренного уничтожения, а не того что происходит во время битвы, как например, при использовании катапульт во время взятия Таифа.
Подобным образом, он ответил на запрет убийства женщин и детей.
Большинство ученых придерживалось этого мнения. Убийство затоплением относится к тому же случаю.
Другие сказали, что Абу Бакр запретил так поступать своим армиям, только потому, что он был уверен, что эти земли будут завоеваны и поэтому хотел сохранить их для мусульман.
Аллаху известно лучше»

3. Ибн Хаджар аль Хайтами (Tuhfat al-Muhtaj, 9:242):
«Можно осаждать крепости в городах, цитаделях и т.д.; можно направить воду против них или лишить их доступа к воде; можно атаковать их огнем и катапультами. Это все совершается, даже если среди них есть женщины и дети, и даже если мы можем одолеть их без этого – этого мнения придерживался al-Bandaniji, хотя аль Заркаши считал иначе.
Аллах сказал (перевод смысла):
«…то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» (9:5)

Также, Пророк осадил жителей Таифа и бомбардировал их из катапульт, как передали аль Байхаки и другие.
Это позволено, даже если среди них один или несколько мусульман, из числа торговцев или пленных. Они могут быть осаждены и убиты средствами общего действия. Они могут быть застигнуты врасплох ночными атаками, даже если при этом будут убиты мусульмане, но следует остерегаться этого по мере возможностей.
Согласно доктрине правовой школы, враг не может заставить прекратить джихад захватив в заложники мусульман. Да это порицаемо, если нет необходимости и победа может быть достигнута другими средствами.
И следует прилагать все возможные усилия, чтобы оградить вред от мусульман или зимми (не мусульман с которыми заключен договор).
Но за их убийство нет никакой ответственности, потому что предполагается, что они не были целью»

4. Суюти (Asna al-Matalib, 4:191) цитирует Закария аль Ансари:
«Они могут быть уничтожены огнем и водой.
Аллах сказал (перевод смысла):
«Убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду»(9:5)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осадил людей Таифа, как передано Бухари и Муслимом, и согласно Байхаки он применил против них катапульту. Посредством аналогии к этому относится все, что приводит к общему разрушению»[10]