Насир бин Хамд Аль-Фахд

Исследование о правовом статусе использования оружия массового поражения против неверных.

 

Насир бин Хамд Аль-Фахд

Раби уль Авваль 1424 Май 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Предварительные замечания.

Первое: Право запрета принадлежит только Аллаху, и никому из людей.
Второе: Основное правило в убийстве состоит в том, чтобы совершить его наилучшим образом.
Третье: Разница между Возможным и Невозможным.

Глава 2. Аргументы в пользу допустимости использования оружия массового поражения

Первый Аргумент:
Тексты, доказывающие допустимость нападения на многобожников, даже
если их дети будут ранены.
Второй Аргумент:
Тексты, доказывающие допустимость сжигания земли противника.
Третий Аргумент:
Тексты, доказывающие допустимость нанесения удара по противнику катапультами и подобным оружием, которое причиняет общее разрушение.

Глава 3. Мнения ученых по этим вопросам

1. Мнение Ханафитов
2. Мнение Маликитов
3. Мнение Шафиитов
4. Мнение Ханбалитов
5. Мнение Захиритов
6. Мнение других Муджтахидов

Глава 4. Контраргументы и их опровержение
Первый аргумент: Запрет на убийство женщин и детей.
Второй аргумент: Запрет на распространение нечестия на Земле.
Третий аргумент: Подобное оружие может убить некоторых мусульман.


Введение:

 

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха.


А затем: один учащийся брат – пусть Аллах даст ему успех – назвавшийся в Интернете как "Брат, повинующийся Одному Богу", спросил меня о правовом статусе использования оружия массового поражения. Ниже следует текст вопроса и ответ.

Вопрос:

 

Ассаламу алейкум, ва рахматуллахи ва баракатуху.

Все знают то, что СМИ сообщают о намерении Аль-Каиды атаковать Америку оружием массового поражения. Возможно, так называемое оружие массового поражения - бедствие нашего времени. Мы не нашли современника (ученого), который говорил бы об этом.

Допустимо ли юридически использование этого оружия мусульманами на джихаде?
Если Вы поддерживаете допустимость этого, является ли допустимость безоговорочной?
Допустимо ли это при крайней необходимости - например, если противника можно будет остановить только такими средствами, или есть опасение, что противник сам применит его, если моджахеды не опередят их? Является ли такое оружие противоречащим цели человечества – благоденствие земли?
Можно ли привести относительно него слова Аллаха (перевод смысла):
«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (Коран 2:205).
Или неправильно применять этот аят к подобным действиям, также как и аяты осуждения убийства и т.д.?

Ответ:

 

Мир Вам, милость и благословение Аллаха!
Вопрос, который Вы поставили, благородный брат, заслуживает полноценного исследования, в котором должны быть собраны академические аргументы и заявления; исследования, в котором будут рассмотрены такие вопросы, как территория войны, способы отражения противников, оборонительный джихад, значения закона "уничтожение пашни и потомства" и других дел.
Возможно, С божьей помощью, я смогу собрать, что есть под рукой.

Знайте, благородный брат, фраза "оружие массового поражения" неточна.
Под этим подразумевают ядерное, химическое или биологическое оружие, и никакое другое.

Если бы кто-нибудь использовал это оружие и убил тысячу человек, то на него посыпались бы обвинения, и СМИ объявили бы против него войну, говоря, что он использовал "запрещенное оружие".
Но если будет использована бомба с бризантным зарядом, весящая семь тонн и при этом погибнет три тысячи или более того, то в этом случае считалось бы, что он использовал разрешенное оружие.

Конечно, эффект нескольких килограммов TNT можно считать массовым поражением, если сравнить это с эффектом от камня катапульты.
РПГ или мину можно считать оружием массового поражения, если сравнить это со стрельбой из лука.
Конечно, неверующие нашего времени сделали так называемое оружие массового поражения (оружие сдерживания) только для того, чтобы напугать других. Совсем недавно, Америка угрожала Ираку применением этого оружия, в случае если Ирак нападет на Израиль. Если это позволяется Америке и неверующим, то запрещается ли мусульманам?
Если мусульманская группа должна сохранить жизнь и веру от нападения врага, и это возможно, только убив всех их, то будет допустимо их убийство, поскольку ученые упомянули об этом в главах про отпор противнику. Тем более это является допустимым в случае, если неверующие нападают на веру, жизнь, честь, интеллект и родину!
Если неверующие могут быть отражены мусульманами только при использовании такого оружия, его использование допустимо, даже если Вы убиваете их всех без исключения и разрушаете их пашню и потомство.

У всего этого есть доводы из жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о джихаде, и заявлений ученых, да смилуется над ними Аллах.
Я подробно приведу доказательства в исследовании, о котором говорил, с помощью Аллаха.
И Аллаху известно лучше!
Конец вопроса и ответа.


Я подготовил краткое исследование по этому вопросу.
Правовой статус использования подобного оружия будет объяснен в четырех главах:

Глава 1: Предварительные замечания
Глава 2: Аргументы в пользу допустимости использования оружия массового поражения
Глава 3: Мнение ученых по этим вопросам
Глава 4: Контраргументы и их опровержение

Я прошу, чтобы Аллах сделал мой труд полезным и посвященным одному Ему.
Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Предварительные замечания.

Перед началом своего исследования я хочу сделать некоторые замечания.

Первое

Право запрета принадлежит только Аллаху, и никому из людей.

Аллах сказал (перевод смысла): «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха.» (Коран 16:116).

Ибн Кясир сказал (2:591): "Аллах запретил следование по пути многобожников, которые объявили что-то законным или незаконными просто потому, что они так посчитали или назвали в соответствии с их собственным суждением, как например, bahirah, sa'ibah, wasilah, hami [виды скота, освобожденного в честь идолов, и почитаемых арабами язычниками], и прочее, что было законом для них и что было привнесено во времена своего невежества".

Я утверждаю, что законы неверующих сегодня принадлежат к той же самой категории. Например, они говорят, что это "запрещенное международными договорами", или "запрещенное международным правом", или "нарушение прав человека", или "нарушение Женевских Соглашений" и т.д.

Предмет этого исследования принадлежит к той же самой категории, поскольку они используют термин "запрещенное оружие".
У всех этих названий нет оснований в Исламском законе, потому что только Аллаху принадлежит право суждения.
Он сказал (перевод смысла): «Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него»(Коран 12:40).
Он сказал (перевод смысла): «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Коран 42:21).
И Он сказал (перевод смысла): «Несомненно, Он творит и повелевает» (Коран 7:54).
Это - вопрос, столь очевидный для мусульман, что не нуждается в дополнительных доказательствах.

Их слова "запрещенное оружие" не имеют никакой ценности. В оценке (дозволенности применения) этого оружия каждый должен руководствоваться Кораном и Сунной и утверждениям мусульманских ученых. Я хочу привлечь внимание к двум пунктам.

1) Когда они говорят "оружие массового поражения", они подразумевают ядерные, биологические и химические средства. Они считают, что использование любого этого оружия является нарушением международного права. Если бы одно государство напало на другое с тоннами "обычных" бомб, убивая десятки тысяч, то подобное использование оружия было бы разрешено международным правом. Если другое государство использовало небольшое количество так называемого оружия массового поражения, убив только несколько сотен, то использование подобного оружия было бы запрещено международными договорами. И становится очевидным, что они не желают защитить человечество, как они утверждают; скорее они хотят защитить себя и монополизировать такое оружие под предлогом "международного запрета".

2) Те, кто так много говорит о борьбе с распространением оружия массового поражения, например Америка и Великобритания, были первыми, кто использовал его: Великобритания использовала химическое оружие против жителей Ирака во время первой мировой войны; Америка использовала ядерное оружие против Японии во время второй мировой войны; и их арсеналы - и арсеналы евреев - полны такого оружия!

Второе

Основное правило в убийстве состоит в том, чтобы совершить его наилучшим образом.
В достоверном сообщении от Шаддада ибн Авса, сподвижника Пророка, сказано:
«Всевышний Аллах предписал превосходное выполнение (ихсан) во всем. Если убиваете, то убивайте наилучшим образом, если закалываете животное, то закалывайте наилучшим образом. И пусть мясник хорошо затачивает нож и умертвляет жертву безболезненно».

Имам Ан Навави сказал в своем комментарии к Сахиху Муслима (13:107): "слова Пророка, 'Убийство наилучшим способом ' относятся к каждому зарезанному животному, к каждому убийству по возмездию, исполнению смертного приговора и к подобным этому. Это хадис, который собрал в себе основы Ислама".

Ибн Раджаб сказал в Джами аль–Улюм валь–Хикам , стр. 152:
«Относительно людей и животных, которые должны быть убиты по закону, проявление доброты состоит в том, чтобы лишать жизни стремительно, легко, и насколько возможно, не причиняя чрезмерную боль. Самый легкий способ убийства человека - удар по шее.
И Аллах сказал (перевод смысла): «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы» (Коран 47:4).
И Он сказал (перевод смысла): «Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы» (Коран 8:12)."
Известно, что всякий раз, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) отсылал боевой отряд, он говорил им: «Не калечьте, и не убивайте маленьких детей».
Абу Давуд и Ибн Маджа передают хадис от Ибн Масуда, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее сдержанные люди в убийстве - это люди веры».
Бухари передает как часть хадиса от Абдаллаха ибн Язида, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Запрещено уродовать».
Хадисы на эту тему многочисленны. Все указывают, что основное правило состоит в том, что убивать надо правильно и убивать надо в соответствии с Законом (шариатом) и не должно быть чрезмерности. Однако у этого основного правила есть исключения.
Эти исключения – приведены в третьем замечании.

Третье

Разница между Возможным и Невозможным.

В Исламском праве различается понятие между возможным и невозможным. На это указывают слова Аллаха (перевод смысла): «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (Коран 64:16). И это положение неизменно во всех аспектах Исламского права, и в вопросах вероисповедания и в вопросах отношений между людьми.
Известный хадис в Сахих от Абу Хурейры гласит: «Если я приказываю, то выполняйте это, по мере ваших возможностей».

Имам Ан-Навави прокомментировал хадис следующим образом (Шарх Сахих Муслим, 9:102):
"Это (высказывание) - одно из важных основ Ислама и относится к всесторонним принципам, которые были даны Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует). Неисчислимые положения подпадают под него.
Например, молитва, во всех ее видах: если нельзя выполнить некоторые из ее положений или условий, каждый выполняет остающиеся положения. Если нельзя вымыть все конечности или сделать полное омовение, то моется что возможно".

Ученые вывели из этих и подобных текстов правило, что обязательство спадает при отсутствии возможности; и запрет спадает, когда есть необходимость.

Уместность этого правила в нашем случае - что любые обязательства, которые подпадают под категорию джихада, зависят от способности.

Любое обязательство снимается при отсутствии способности.

1. Убийство наилучшим образом совершается, когда есть возможность. Если участники джихада не могут это реализовать, то допустимо прибегнуть к бомбардировкам, разрушению и сжиганию.
2. Необходимо избегать убийства женщин и детей, если это возможно. Если же это не возможно, как например, во время ночных атак на врага, то они могут быть убиты наравне с воинами.
3. Убийство мусульманина запрещено; но если муджахеды вынуждены убить его, чтобы отразить атаку неверных или если не могут сразиться с ними иным образом (например, когда мусульманин используется в качестве живого щита), то допустимо убить его.
И этот подход применяется в большинстве правил джихада.

В дальнейших главах будут даны детальные разъяснения, ин ша Аллах.