Ресурсов языка

Точность словоупотребления

 

Справка. Точность как качество речи связана с умением ясно мыслить, сознанием предмета речи (понятийная и предметная точность) и возможностей лексической системы языка. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их семантику (т.е. значение), стилистическую окраску, сферу употребления, сочетаемость с другими словами. Нарушение хотя бы одного из этих критериев может привести к речевой ошибке: искажается смысл сообщения, создается возможность двойного толкования и т.д. Напр.: Я одолжила у Жанны пять рублей. (Лексическая норма здесь нарушена, т.к. одолжить имеет значение «дать в долг», правильно будет заняла или взяла в долг.)

Другой пример: Граненые стаканы звенели. Жестяные кружки хрустели. (Грамматические нормы здесь соблюдаются, однако звуки, которые реально издают стаканы и кружки не соответствуют значениям употребленных глаголов.)

 

Справка: 1.Речевые ошибки возникают при употреблении слова в несвойственном ему значении. К сожалению, такие ошибки встречаются не только в устной речи, но и письменной. Пример из объявления в газете: Продаются пельмени сибирские ручные. (Слово ручной в данном контексте воспринимается в значении «прирученный, домашний», что не соответствует действительности. Чтобы восстановить истинный смысл фразы, следует видоизменить ее: пельмени ручной работы.)

2. Ошибки возможны при употреблении как знаменательных, так и служебных слов без учета их семантики. Напр.: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (В современном языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно в тех случаях, когда говориться о причинах, вызвавших желательный результат. В данном случае используемый предлог неуместен, его следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.)

3. Отмечаются случаи непомерного расширения или сужения значения слова, что ведет к искажению смысла. Прим.: Бунтовщики быстро и незаметноудалились из города к партизанам. (В нормативном языке удалиться значит «уйти, не спеша, с достоинством». Последние компоненты в данном случае отбрасываются, таким образом, значение слова расширяется, приравнивается по семантике к глаголу «уйти».)

4. Речевые ошибки могут быть связаны с нечетким различением конкретной и отвлеченной лексики. Прим.: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. (Коль скоро речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следует заменить на алкоголизм. Последнее является отвлеченным понятием, а слово алкоголики относят к разряду конкретной лексики. Подобные взаимозамены порождают ошибку.)

 

Задание 1. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких - с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 3. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П.Чехова. 5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь».

 

Задание 2.Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением. 2. В Риге выявлен притон наркомании. 3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности? 5. В парке стоит архитектура. 6. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 7. Дво-рянство числом в двести человек вышло ему на встречу.

 

Омонимия и многозначность

Справка. Определенную сложность при функционировании языковых средств в различных контекстах представляют явления омонимии и многозначности. Омонимы - слова, которые совпадают по звучанию (омофоны) или же написанию (омографы), но выражают различное значение. Примеры омофонов:

Вот тебе под ушки

Мягкие подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху. (С.Маршак)

 

Примеры омографов: Мы чудно провели вечер. Вы говорите чудно.

Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Однако возможность употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность. Напр.: Вы прослушали объявление. (То есть услышали переданную информацию или же, напротив, ее пропустили.)

Экипаж находится в отличном состоянии. (Повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно, но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.)

Справка. Омонимию иногда трудно отграничить от явления многозначности(полисемии). Многозначность отличается от омонимии тем, что разные значения одного слова сохраняют некоторую общность. Например, в разных значениях глагола заводить присутствует смысл «движение». Вот толкование этих значений (по словарю Ожегова): «Заводить (завести). 1. Ведя (т.е. заставляя двигаться), доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить детей в школу. 2. Ведя, направлять куда-нибудь очень далеко, не туда, куда следует. Такие рассуждения могут далеко завести. 3. Оттаскивая в сторону конец чего-нибудь, ставить. Заводить невод. 4. Приводить в движение. Заводить часы. Запускать мотор.» Большая часть слов в русском языке - слова многозначные. Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах и поэтому разграничиваются на основе их различной сочетаемости.

Задание 3. Прочитайте стихотворные фрагменты. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Раскройте скобки. Подумайте, как омонимия влияет на правописание слов. Подберите самостоятельно аналогичные примеры.

А. Вижу: прячется хищник (за) вяз,

Я в обход, да в трясине (за) вяз.

Б. Раку гусь твердил (о)дно:

"Ты ударь клешней (о)дно

И на берег (из)реки,

Вылезь, мудрость (из)реки."

В. Солнце еще облаков не (за)дело,

Трава на лугу еще росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за)дело.

Слышится, как зазвенела пила. (Я. Козловский)

Г. Журавль был южный, но за(то)

Он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за(то),

Что мне перо пожаловал. (С. Кирсанов)

Задание 4. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните ее.

1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Эту особенность поведения модели просмотрели. 3. Телеграмма доставлена Ива-новым. 4. К вечеру все будут готовы. 5. Заключение было довольно продол-жительным. 6. Чтение Маяковского восхитило меня. 7. Паровоз тянет электро-воз. 8. Петров назначен директором. 9. Ребятишки завели собаку. 10. Лук был прекрасен. 11. Я не нашла ключ.

 

Задание 5. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям неизбежна. 2. После тяжелого приступа больной начал отходить. 3. Новое перераспределение денег связано с торговлей новыми технологиями, а также с перераспределением фирменных услуг. 4. Врач обошел седьмую палату. 5. Не-достаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 6. Об-становка выглядит мрачной. 7. Компания РИКО обует всю страну. 8. Док-тор решил это лекарство оставить.

 

Задание 6. Составьте предложения, в которых бы реализовывались различные значения многозначных слов.

А. Брать:

- принимать в руки, схватывать руками (зубами, щипцами);

- уносить, уводить, увозить (с собой);

- принимать (обычно с какой-либо целью, обязательством);

- получать в свое владение, пользование;

- взимать, взыскивать;

- добывать;

- завладеть кем-, чем-либо; захватить;

- овладевать, охватывать (перен.);

- преодолевать;

- отнимать, поглощать, требовать.

Б. Дама:

- женщина, принадлежащая к состоятельному или интеллигентному кругу;

- замужняя женщина в отличие от барышни, девушки;

- женщина или девушка, танцующая в паре с кавалером;

- третья по старшинству игральная карта с изображением женщины.

В. Дух:

- психические способности, сознание, мышление;

- внутренние состояния, моральная сила человека, коллектива;

- бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое), прини-мающее участие в жизни природы и человека;

- дыхание (обычно в устойчивых выражениях);

- воздух;

- запах, аромат.

 

Задание 7. Докажите многозначность следующих слов, составив словосочетание (или небольшое предложение) с каждым значением.

Автомат, стол, свежий, патрон, корпус, нота, среда.

 

Лексическая сочетаемость и паронимия

 

Справка. При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но илексическую сочетаемость,т.е. способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости определяются смысловыми особенностями слова, функционально-стилистической принадлежностью, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими свойствами и т.д. Например:

1. Глагол повысить сочетается со словами, к которым приложим параметр высокий: высокая урожайность - повысить урожайность, высокая скорость - повысить скорость. Следовательно, фраза повысить подготовку специалистов безграмотна (можно улучшить подготовку), также нельзя повысить выпуск станков (правильно будет увеличить выпуск станков).

2. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Определение сильный употребляется в основном со словами, к которым применим параметр физическая и духовная сила (сильный мужчина, сильный характер). По отношению к дружбе данный показатель не применим. Дружба сочетается со словом крепкий, что значит надежный, прочный. Таким образом, несмотря на то, что сильный и крепкий - синонимичные понятия, последнее будет более точным в данном контексте.

Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки: ...Эти установки имеют высокую глубину осушки... (Следует сказать высокую степень осушки.)

 

Задание 8.Восстановите рассыпавшиеся словосочетания и составьте с ними предложения.

Иметь роль

предпринять значение

играть впечатление

произвести шаги

допустить требования

отвечать дефекты

удовлетворять затраты

взыскать потребности

возместить уровень знаний

улучшить ущерб

повысить качество

одержать поражение

облечь победу

облить доверием

потерпеть презрением

Задание 9. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.

1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собствен-ностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве и т.д. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести пос-тупательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 6. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 7. Ломка феодальных пут дала свои результаты.

Задание 10. Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.

1. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы за-метим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью. 2. Это важный шаг, и его надо пройти. 3. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 4. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5. Нельзя не сказать несколько радушных слов о наших строителях. 6. Первая трудность произошла со стройматериалами. 7. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 8. Более глубокое значение стал придавать молодой специалист технике, его требования к сохранению техники усилились. 9. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.

 

Справка. Паронимы - близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории: запасный - запасливый, тактичный - тактический, поступок - проступок, представить - предоставить.

Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами. Напр., сытный сочетается с неодушевленными существительными (сытный ужин), а сытый - с одушевленными (сытый ребенок). Иногда паронимы сочетаются с одним и тем же словом, но значение полученных словосочетаний разное: инженерская мысль - мысль, принадлежащая инженеру; инженерная мысль - любая техническая мысль.

 

Задание 11. Объясните разницу в значении словосочетаний:

опасный человек - опасливый человек;

освоить прочитанное - усвоить прочитанное;

осудить действия - обсудить действия;

представить возможность - предоставить возможность;

тактичные шаги - тактические шаги;

техническое исполнение - техничное исполнение;

хозяйские дела - хозяйственные дела.

Задание 12. Объясните различия между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них и развернутые предложения с 2-3 парами слов.

А. Бережливый - бережный, веский - весомый, выборный - выборочный, жилищный - жилой, исполнительный - исполнительский, драматичный - драматический, мифический - мифологический, основание - обоснование, абонемент - абонент, адресант - адресат, типичный - типовой.

Б. Представить - предоставить, жалование - жалованье, романтичный - романтический, эффектный - эффективный, динамичный - динамический, осудить - обсудить, земельный - земляной, командированный - командировочный, нетерпимый - нестерпимый, человечный - человеческий, логический - логичный, усвоить - освоить.

 

Задание 13. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.

Авантюрный - болотный -

проблемный - статичный -

доходный - злой -

искусно - факт -

каменистый - каменный -

опечатка - классный -

удачливый - поступок -

явно - трагический.

Задание 14. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Ученый стоял у источников ракетостроения. 2. Артист завоевал признательность зрителей. 3. Главное для писателя - душевный мир человека. 4. Она пришла в цветистом платье. 5. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6. Он дал мне дружественный совет. 7. Он привык работать без надрыва, методически, четко выполняя все методичные рекомендации. 8. Мы с вами должны собраться и оговорить те вопросы, которые не были осуждены. 9. Прошу представить мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 10. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасительные жилеты. 11. Верховенство права и закона - общий и заглавный принцип правового государства. 12. Отсутствие научно основанных механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.

 

Употребление синонимов

Справка. Синонимы- слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (ср.: способный - талантливый - гениальный), либо сферой употребления или экспрессивной окраской (ср.: похитить - украсть - стащить). Употребление синонимов без учета всех этих факторов может привести к речевой ошибке. Например:

Вчера мне былопечально.(Наречие печально употребляется, в основном, в книжных стилях речи, тогда как сама фраза носит разговорный характер, где более уместным было бы использование нейтрального синонима грустно.)

Задание 15. Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в синонимический ряд. Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.

1) Особа, персона, лицо, фигура птица.

2) Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

3) Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непри-мечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый.

4) Бедный, неимущий, несостоятельный, нищий.

5) Бессознательно, инстинктивно, машинально, автоматически, меха-нически.

Задание 16. Составьте словосочетания с данными синонимами, обратите внимание на различия лексической сочетаемости синонимов.

Натуральный - естественный, фальшивый - искусственный - сусальный, вакуум - пустота, антагонистический - враждебный, вибрировать - дрожать, дискутировать - спорить, демонстрировать - показывать, дистанция - расстояние, оптимистический - жизнерадостный, индифферентный - равнодушный, монолитный - единый.

 

Задание 17. Подберите синонимы к следующим словам.

Легальный, компетентный, конфиденциальный, кардинальный, деликатный, тривиальный, корректный, банальный, коммерция, коммуникация, босс, вердикт, депортация, антагонизм, идентификация, иммунитет, коалиция, авторитарный, адаптация, адекватный, догма, фальсификация.

 

Задание 18. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

1) Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются?

2) В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких - кушать?

3) Как правильно: Мой отец - по профессии терапевт, а по специальности - врач или Мой отец - по профессии врач, а по специальности терапевт?

4) Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не смогу к тебе прийти? Чем различаются глаголы зайти и прийти, суметь и смочь?

5) Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

6) Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель, преподаватель?

Задание 19. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. Я мыслю, что сдам экзамены. 2. Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя. 3. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей. 4. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое. 5. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 6. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 7. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 8. У нового аппарата дежурит один из его строителей - аспирант В.Е.Суханов. 9. Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство.

 

Многословие и лексическая неполнота высказывания

 

Справка. Плеоназм- употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: штурвал руля, памятные сувениры, десять рублей денег, отступить назад на два шага и т.д.

С точки зрения языковой нормы лексический плеоназм, как правило, недопустим, но некоторые плеонастические выражения закрепились в языке: экспонат выставки, букинистическая книга.

Справка. Тавтология - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.д. Тавтологичны неправильные грамматические формы: *более красивее (можно: красивее или более красивый); *самый наилучший (можно: самый лучший или наилучший).

Тавтологические сочетания, как правило, относят к разряду речевых недостатков, однако повторы допускаются в официально-деловом стиле речи в тех случаях, когда употребление синонимов или близких по смыслу выражений затрудняет точное, однозначное понимание фразы. Кроме того, повторы являются одним из художественных языковых приемов и используются мастерами слова как средство создания особой речевой выразительности.

...Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейшийобразец. (А.С.Пушкин)

 

Справка. Одной из серьезных речевых ошибок является лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова, в результате чего искажается смысл сообщения. Пример из сочинений: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. (В этом предложении для понимания смысла не хватает даже нескольких слов ... чтов его прозе нет ничего лишнего.)

Задание 20. Определите стилистическую функцию тавтологических сочетаний в указанных ниже фрагментах. Подберите примеры из художе-ственной литературы, где повторы использовались бы как речевой прием.

1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.). 2. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.Грибоедов). 3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А.Пушкин). 4. Вернулся он домой туча-тучей (М.Алексеев). 5. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б.Пастернак). 6. Без вины виноватые (А.Островский). 7. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В.Белинский).

 

Задание 21. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание "Соглашения о национальном согласии". 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 сто-летия являет собой более пеструю картину. 4. Риск пошива швейных изделий в Иванове последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции выполняет пока инженер по маркетингу.

 

Задание 22. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, период времени, огромная махина, реальная действительность, памятный сувенир, информационное сообщение, мизерные мелочи, внутренний интерьер, демо-билизация из армии, временной цейтнот.

 

Задание 23. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 2. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 3. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 4. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 5. У нее были очень огромные глаза. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.8. К тому же право подписи под документом - исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 9. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 10. К концу сорев-нований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 11. Участ-ники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.

Задание 24. Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения необходимыми лексическими элементами.

1. Центр «Русская книга» объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На уроках ребята хорошо ведут. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Я уже чувствую после болезни хорошо.

 

Задание 25. Найдите и устраните ошибки; укажите характер ошибок: а) избыточность, б) недостаточность, в) нарушение норм сочетаемости, г) неточный выбор слова.

1. Коллектив принимает усилия для выполнения договорных обяза-тельств. 2. Предприятие оснащено новой техникой, механизированными автоматическими конвейерными линиями. 3. В октябре состоялся форум строителей, на котором состоялся деловой разговор о повышении качества строительных работ. 4. Для окончательного утверждения в бюджет необходимо внести коррективы и поправки. 5. Награды вручили при широкой аудитории людей. 6. Государственная экзаменационная комиссия за эту работу поставила максимально высший балл. 7. Необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать и устранить дефекты и недостатки. 8. Необходимые и насущные вопросы обучения детей должны быть решены в кратчайшее время. 9. Мой отец окончил университет и получил высшее образование. 10. Докладчик привлек общее внимание всех присутствующих. 11. Коренные аборигены Америки - индейцы. 12. Попробуем определить нашу будущую перспективу.

 

Функционально-стилистическая окраска слова

Справка. Функциональный стиль - это разновидность языка, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. В соответствии со сферами общественной деятельности в современном языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественный и разговорно-обиходный.

Выбор языковых средств в той или иной ситуации общения во многом обусловлен функционально-стилистической принадлежностью слова. По сфере употребления в лексике разграничивают:

- слова нейтральные (межстилевые), употребляющиеся всеми и при любых условиях, в противоположность стилистически окрашенным (в словарях такая лексика характеризуется пометами высок., сниж. и т.д.);

- слова книжно-письменные, используемые, в основном, в письменной форме речи, это:

*«книжные» слова (в словарях можно встретить пометы высок., возвыш., архаич. и т.д.);

*термины;

*канцеляризмы;

*поэтизмы;

- лексикуустной речи (бытового, обиходно-бытового языка):

*слова разговорные (в словарях могут быть пометы сниж. или простор.);

*профессионализмы;

*жаргонизмы;

*диалектизмы.

Лексику, обладающую особой эмоциональностью, выразительностью, характеризуют как экспрессивную. Последняя свойственна разговорному, художественному и публицистическому стилю.

 

Задание 26. Определите значения просторечных слов, заменив их литературными.

Расценок, статуй, туфель, промеж, смуглявый, супротивник, таперича, вдогон, рисковый, богатей, горбач, спечь, убивец, манатки, брага, барахло, тутошний, аккурат, дохлый, небось, умаяться, сызмальства, ушлый, смотаться, шибко, пузо, брюхо, гляделки, сдрейфить, спятить, балбес, облапошить, смыться, расфуфыриться, укокошить, растяпа.

 

Задание 27. Укажите случаи неоправданного употребления сти-листически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исп­равьте предложения.

1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 2. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как им быстрее освободиться от этой восточноевропейской скованности и зажатости. 3. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. 4. В голове у меня вертится много разных интересных мыслей. 5. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 6. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 7. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 8. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 9. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке.

 

Задание 28. Учитывая официальный характер речевых ситуаций в приведенных фразах: укажите случаи «смешения стилей», прокомментируйте их, исправьте предложения.

1. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 2. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 3. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 4. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации. 5. Тов. Павлов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником. 6. Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям. 7. Он сызмальства привык к тяжелому крестьянскому труду. 8. Детали для монтажников завозятся не по графику, складируются как попало, безо всякого учета. 9. Ряд ядов в очень маленьких дозах используется как лечебное средство. 10. Его на пушечный выстрел не следует допускать к станку.

 

Слова иноязычного происхождения

Справка. В последние десятилетия словарный состав нашего языка пополнился многочисленными заимствованиями(в основном англоязыч-ного происхождения), что связано с бурным развитием экономической и политической сферы нашего общества, а также процессами интеграции мирового экономического пространства. Многие современные политики, олигархи, видимо, чтобы «блеснуть» своей ученостью, злоупотребляют в своей речи иноязычной лексикой, что затрудняет восприятие и адекватное понимание их высказываний носителями языка. По мнению специалистов, обилие заимствований «загрязняет» нашу речь, делает ее тяжеловесной и труднодоступной, лишает национального колорита. Во многих случаях иностранные слова с легкостью заменяются синонимами русского происхождения.

Задание 29. Проверьте себя. Хорошо ли вы знаете значения иноязычных слов, часто употребляемых в области политики, экономики и шоу-бизнеса? Сформулируйте точное значение предлагаемых ниже слов без обращения к словарю.

Котировка, инсинуация, инаугурация, кворум, афера, коррупция, реноме, имидж, дефиле, кастинг, демагогия.

Задание 30. Сгруппируйте заимствования по сфере их употребления: а) общеупотребительная лексика, б) политическая сфера, в) экономические понятия. В случае затруднений обращайтесь к словарю иностранных слов.

Брифинг, аудит, вексель, дебитор, дискредитация, инфантилизм, утилизировать, импичмент, нонсенс, консалтинг, канон, инновация, мораторий, экспансия, дефолт, форс-мажор, рейтинг, компетенция, ноу-хау, катаклизм, холдинговая компания, эмбарго, конъюнктура, фиаско, инцидент, лоббизм, чартер, нувориш, сертификат, дебитор.

Задание 31. Придумайте и запишите 3-4 предложения с указанными выше заимствованными словами. Можно ли их заменить синонимами русского происхождения? Подберите несколько иноязычных слов, часто употребляемых в средствах массовой информации. С помощью словаря иностранных слов точно сформулируйте их значения.

Задание 32. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, синонимические замены.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. Кардинальный пункт расхождения между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет. 6. Идентичное решение было принято студентами второго курса. 7. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 8. Не будем экстраполировать вопрос инфляции. 9. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. 10. Все сильнее ностальгия по прекрасному.

 

Фразеологизмы

Справка. Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, носители языка образуют их в речи по мере надобности. Каждое слово в них сохраняет свое самостоятельное значение (напр., читать интересную книгу, идти по улице пешком). Другие словосочетания называют несвободными, связанными или фразеологическими. В них слова, соединяясь вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к одному слову (напр., пустить красного петуха - поджечь, бить баклуши - бездельничать, с минуты на минуту - скоро, с булавочную головку - маленький).

Как правило, такие сочетания закрепляются в языке в результате длительной, иногда многовековой практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста и значения. Напр.: Он закрыл глаза и быстро уснул или Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.

В современной языковой реальности фразеологические обороты чрезвычайно широко используются в различных стилях речи (в особенности, в художественной, публицистической, разговорной речи). Это связано, в первую очередь, с богатымивыразительными, эмоционально-экспрессивными возможностями фразеологических сочетаний.

К фразеологическим явлениям относят также языковые афоризмы - пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения.

Задание 33. Проверьте ваше знание русской фразеологии: закончите словосочетания и объясните их значение.

за одного битого... баба с воза....

пока гром не грянет... дурная голова...

стрелять из пушки... его на хромой....

в семье.... бумага все...

большому кораблю.... на безрыбье...

с больной головы.... каждый сверчок...

шарахаться как черт.... игра не стоит...

как волка ни корми.... слово не воробей...

на чужой каравай... ни богу свечка...

не так страшен черт... от добра...

рвать на себе... глаза страшатся...

поставить вопрос.... положа руку ....

Задание 34.Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания употреблялись бы: а) как свободные; б) как фразеологические.

Открыть рот, вариться в собственном соку, бросить камешек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазухой, протягивать руку, заткнуть за пояс, засучить рукава, ходить с протянутой рукой, махнуть рукой.

 

Задание 35. Прочитайте фразеологизмы, пришедшие в обще-литературный язык из профессиональных сфер. Определите, с каким ремеслом они связаны изначально.

Ковать железо, пока горячо, шито белыми нитками, два сапога пара, снять стружку, сгущать краски, круговая порука, играть комедию, встретить в штыки, сесть на мель, идти в авангарде, в подметки (кому-то) не годиться, точить лясы, на всех парусах, сойти с дистанции, зеленая улица, вынужденная посадка, принять бой, петь не своим голосом, семь футов под килем.

 

Задание 36. Прочитайте фразеологизмы, пришедшие в общелитературное употребление из различных областей науки и техники. С некоторыми из них составьте фразы, в которых они выступали бы: а) как термины; б) как фразеологические сочетания.

Цепная реакция, довести до белого каления, центр тяжести, сила притяжения, точка опоры, наклонная плоскость, абсолютный нуль, удельный вес, приводить к общему знаменателю, начать с нуля.

Задание 37. Подберите фразеологизмы, в состав которых входят предложенные вам слова, объясните их значения и опишите ситуации, при которых эти фразеологизмы употребляются.

1) Нос (остаться с носом,....)

2) Рука (рука руку моет, ...)

3) Конец (на худой конец, ...)

 

Задание 38. Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологическим выражениям. Определите их происхождение и значение.

Держи карман шире; море по колено; а ларчик просто открывался; рукой подать; ума не приложить; смотри в корень; между Сциллой и Харибдой; кот наплакал; типун на язык; сеять разумное, доброе, вечное; глас вопиющего в пустыне; шевелить мозгами; Ахиллесова пята; попасть впросак; тяжелый на подъем; первая ласточка; из прекрасного далека; как бы чего не вышло; сизифов труд; в ус не дуть; попасться на удочку; камень преткновения; козел отпущения; семь пятниц на неделе; иных уж нет, а те далече.

 

Задание 39. Прочитайте заголовки газетных статей, выдержки из речи депутатов в Российском парламенте, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Подберите самостоятельно аналогичные примеры.

1. Валюта строить и жить помогает. 2. Скажи мне, кто я, и я скажу тебе, кто ты. 3. Не имей сто рублей, а имей тысячу рублей. 4. У демократов собственная гордость. 5. Велика Россия, а жить негде. 6. Если процесс пошел, то куда. 7. Английская бабушка надвое сказала. 8. В Минфин со своим уставом. 9. Ближе к «телу». 10. Гадание на зеленой гуще. 11. Смело, товарищи, в лапу. 12. Большому рублю - большое плавание.

 

Справка. Следует помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. При неверном их употреблении появляются речевые ошибки, возникает опасность буквального или неточного понимания значения фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов. (Напр.: Журналист сказал директору завода: «А сейчас вернемся к нашим баранам...») Наиболее типичными ошибками при употреблении фразеологиз-мов являются следующие:

n изменение значения фразеологизма (Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Фразеологизм метать бисер перед свиньями употреблен в значении «выдумывать, плести небылицы» вместо правильного «напрасно говорить о чем-либо»);

n замена компонента фразеологического сочетания (*львиная часть вместо львиная доля);

n неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (*оставлять желать много лучшего вместо оставлять желать лучшего);

n контаминация, или смешение, двух оборотов (*по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);

n искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (*подвернуться под рукой вместо подвернуться под руку);

n стилистическая неуместность использования фразеологического оборота (*Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

Задание 40. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Классифицируйте ошибки по группам: а) использование фразеологизмов без учета их значения; б) искажение грамматической формы оборота; в) замена компонентов фразеологизмов; г) смешение различных сочетаний; д) стилистические недочеты.

А. 1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 2. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 3. В толпе послыша-лось: «Всех этих демократов нужно убивать без зазрения совести». 4. Один за одним друзья вышли из школы. 5. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 6. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 7. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей 12 века. 10. После неудачного окончания торжеств художественный директор программы объяснял, что праздник этот был спущен сверху. 11. Прятаться за чужие широкие спины - дело недостойное. 12. Результаты уборочной кампании позволяют нам утверждать: реформы на селе пущены на самотек.

Б. 1. Вопрос с топливом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя. 2. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать. 3. Что греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 4. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 5. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают качать права. 8. Концерт ансамбля прошел с большим успехом и на одном духе. 9. За давностью лет у нас сложился дружный коллектив. 10. Посе-титель так и ушел несолоно нахлебавши. 11. Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 12. «Ботинки, - учил нас воспитатель, - нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на чистую голову».