Интересные факты.

 

Факт №1 Юридическая презумпция, что толковать Конституцию вправе только орган, к компетенции которого относится ее принятие, т.е. Съезд народных депутатов РФ, не лишена определенных изъянов с точки зрения исторического контекста. Съезд народных депутатов РФ как высший орган государственной власти и орган, в полномочия которого входило принятие Конституции, а также внесение в неё изменений и дополнений, предусмотрен в тексте Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г. в редакции от 27 октября 1989 г. в то время, как сам Основной закон был принят на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва, который и по нормам Конституции РСФСР от 1937-го г. и по нормам Конституции РСФСР от 1978-го года вплоть до редакции 1989 г. являлся высшим органом государственной власти РСФСР.

То есть, по сути, положения Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 г. подвергались толкованию органом, который ее не принимал. Поэтому, данное толкование Конституции следует понимать не только с точки зрения вышеуказанной презумпции, но и с позиции определенного преемства полномочий вновь возникшим органом – Съезда народных депутатов РСФСР/РФ.

Факт №2 Позиция судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева, которую он изложил в своем Особом мнении по делу о толковании понятия «общее число депутатов».

В Особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-п) Гадис Абдуллаевич говорит следующее: «Не может считаться допустимым обращение в Конституционный Суд, если в нем содержится просьба дать толкование терминов (понятий) Конституции, глав Конституции либо Конституции в целом. Предметом обращения могут быть только «положения Конституции», а основанием рассмотрения дела в Конституционном Суде может быть только «обнаружившаяся неопределенность в понимании Конституции РФ» (ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде) в конкретной ситуации.

Конституционный Суд может рассматривать только обращения о толковании положений Конституции, предполагающие постановку конкретного конституционно-правового вопроса, касающегося только определенных норм (положений) Конституции». Гадис Абдуллаевич обосновывает свою позицию тем, что подобное ограничение необходимо «ввиду потенциальной опасности того, что Президент, Правительство или палаты Федерального Собрания могут попытаться решать политические вопросы через толкование Конституции Конституционным Судом, избегая принятия решений. Давая толкование в таких случаях, Конституционный Суд может быть вынужден высказать политическую позицию в условиях политического конфликта». При сомнении в конституционности понятий в Конституционный Суд следует обращаться в рамках процедур чч. 2, 3, 4 ст. 125 Конституции РФ, и только в том случае, если конституционно-правовой вопрос не будет разрешен в рамках этих процедур, возможно толкование Конституции в абстрактной форме».

Факт № 3 Процесс принятия поправок в Конституцию РФ. Для принятия поправок к гл. 3 – 8 настоящей Конституции в порядке ст. 136 Конституции с учетом ее толкования, данного Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г[1]., требуется одобрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Для пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ Конституция предусматривает следующий порядок: 1) если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего сила членов Совета Федерации и Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание; 2) Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который: а) принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или б) выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Факт №4 Немного из истории. Пример, объясняющий почему постоянные и многочисленные изменения могут подрывать авторитет права. Если рассмотреть Конституцию РСФСР 1978 г., то можно проследить динамику внесения изменений в положения Основного закона, восемь из десяти ее редакций приходится на период с 1990 по 1992 год – на период широкомасштабных реформ, в том числе и в конституционно-правовой сфере. В силу часто вносимых изменений нормы Конституции начали противоречить друг другу. Впоследствии она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён[2].