Сидней Джеймс Вайнберг (12.10.1891 – 23.07.1969).
Свою трудовую деятельность в «Goldman Sachs» он и в самом деле начал в должности помощника дворника с окладом в $ 3 в неделю. В семье был одним из 11-ти детей, его отец – Пинкус – занимался оптовой торговлей алкоголем, и был активным членом еврейской общины в Нью-Йорке. Но по профессиональному пути отца сын не пошёл. В годы Первой мировой войны служил в ВМС США. Затем занялся торговлей ценными бумагами. Партнёром «Goldman Sachs» стал в 1927 году, участвовал в рыночной «раскрутке» ряда инвестиционных трастов, в том числе – и трастов «Goldman Sachs». В 1929 году цена акций «Goldman Sachs Trading Corporation» упала с $ 232 до $ 2, Вайнберг возглавил банк, спасая его от банкротства. «Goldman Sachs» Вайнберг возглавлял с 1930 года до своей смерти в 1969 году. В финансовых кругах заслужил почётное прозвище «Мистер Уолл-стрит».
В 1970-1980-х годах «Goldman Sachs» хоть и не являлся тем влиятельнейшим политическим монстром, каковым он стал теперь, но имел репутацию фирмы, привлекающей самых талантливых специалистов с Уолл-стрит.
Удивительно, но факт: к этому времени за компанией закрепился имидж относительно этичного и терпеливого игрока, не гонящегося за быстрыми деньгами. Менеджеров обучали фирменному кредо, которое формулировалось как «долгосрочная жадность». Один из бывших сотрудников банка, оставивший его в 1990-х годах, вспоминает, как руководство отказалось от очень выгодной сделки на том основании, что в долгосрочной перспективе возникли бы потери. По его словам, в тот период в «Goldman Sachs» рассуждали примерно так: «Мы компенсируем убытки нашим растущим корпоративным клиентам в том случае, если они потеряли свои деньги в результате неудачного сотрудничества с нами. Зачем? Затем, что мы дорожим своей репутацией на рынке».
(Фактически, эти слова являлись признанием того факта, что банк «Goldman Sachs» основной упор делал на выгодных краткосрочных операциях, не рискуя заниматься «долгими» инвестициями – Consp.)
Но потом что-то случилось. Трудно сказать, что именно, но, видимо, это «что-то» произошло в тот момент, когда Билл Клинтон стал Президентом США. Тогда Клинтон назначил одного из руководителей «Goldman Sachs», Роберта Рубина (Robert Rubin), на должность директора Национального экономического совета, а позже – министром финансов.
Рубин принадлежал к поколению американских «шестидесятников», являясь, так сказать, «продуктом» бэби-бума второй половины 1950-х годов. Американские масс-медиа тогда прямо-таки умилялись при виде попавших в Белый дом «шестидесятников», а Рубина представляли как самого умного человека из ступавших когда-либо на Землю, оставившего далеко позади себя Ньютона, Эйнштейна, Канта и Моцарта.
Помимо того, что Рубин был «продуктом» бэби-бума, он был ещё и типичным продуктом банка «Goldman Sachs». Глядя на него, создавалось ощущение, что он прямо-таки родился в костюме за $ 4000. На его лице перманентно застыло выражение сожаления о том, что он чуточку умнее вас. «То, что придумает Рубин – будет лучшим рецептом для нашей экономики!», – это соображение стало едва ли не самым расхожим штампом в общественном мнении к тому моменту, когда Рубин достиг зенита своей славы в 1999 году. Тогда он появился на обложке журнала «Time» вместе с главой Федерального резерва Аланом Гринспеном и замминистра финансов Ларри Сандерсом под заголовком «Комитет по спасению мира» (да-да – ни меньше, ни больше!).
Что же придумал Рубин? Товарищ вообразил, что финансовые рынки слишком зарегулированы правительством и нуждаются в освобождении. За то время, что он возглавлял Минфин США при Президенте Клинтоне, Белый дом сделал несколько резких движений, которые оказали колоссальное влияние на всю мировую экономику. Начать с того, что Роберт Рубин – как глава Минфина и Казначейства США! – в принципе отказался осуществлять контроль за деятельностью компаний, в которых он когда-то работал – прежде всего банка «Goldman Sachs» – в тот самый момент, когда банк дал старт своей очередной крупномасштабной гонке за колоссальными и сверхбыстрыми прибылями.
Типичное мошенничество в эпоху интернета было очень простым. Компании, суть бизнеса которых иначе как бредовой и назвать нельзя, становились публичными через выход на IPO. Они вызывали внимание СМИ и общества. Эти компании продавали свои акции на сотни и сотни миллионов долларов. Но, с точки зрения реальной экономики, это был полный и абсолютный бред!
В тот период деятельность инвестиционных банков, подобных «Goldman Sachs», выглядела примерно так: они брали арбуз, оборачивали его в красивую упаковку, выбрасывали в окно с 50-го этажа, и, пока арбуз с ускорением нёсся к земле, продавали его вам. В этой своеобразной игре вы смогли бы стать победителем только в том случае, если бы успели забрать свои вложения до того, как арбуз коснётся тротуара, то есть – успеть втюхать этот арбуз очередному лоху. Что, как вы сами понимаете, было дело совершенно нереальным!