Интересные факты про Древний Египет
1. Фараон не должен был показывать своих волос, на нем всегда был головной убор немес.
2. При фараоне Пепи II часто находились рабы, которые были обмазаны медом. Это необходимо было для того, чтобы фараону не докучали мухи.
3. Макияж древних египтян, как мужчин, так и женщин, часто был зеленого и черного цветов. Он делался из меди и свинца. По преданиям, именно такой макияж обладал исцеляющей силой. Но в те времена египтяне красились не столько для красоты, сколько для защиты от жаркого солнца.
4. Древние египтяне использовали для лечения первые антибиотики. Тогда это была плесень в хлебе, но именно плесень стала источником для пенициллина.
5. До десяти лет дети могли не носить одежду из-за сильной жары.
6. При мумификации тела вынимали все органы кроме сердца. Считалось, что именно в сердце находится душа. Также почитайте про то, какие пирамиды есть в Египте.
Жизнь в Древнем Египте было сосредоточена в основном на сельском хозяйстве. Большинство населения было вовлечено в это отрасль. Плодородный период длился восемь-девять месяцев. Пшеница, фрукты и овощи являлись основными культурами, несколько менее обширно было развито разведение крупного рогатого скота, овец и коз. Фермеры в Древнем Египте работали только для того, чтобы достичь такого уровня существования, чтобы они могли прокормить себя и заплатить налоги. Во время ежегодного разлива Нила, который обычно длился с июля по ноябрь, работать было невозможно. Но когда вода отступала, толстый слой плодородного ила оставался на сельскохозяйственных землях и обеспечивал богатую почву для посева и густые травы для выпаса животных.
В древности Египет состоял из двух узких полос пахотной земли по берегам реки Нил, от Асуана до северной дельты. Сразу за сельскохозяйственными угодьями лежали огромные пустыни. Все про Древний Египет, что известно в наше
время, говорит о том, что Нил был источником жизненной силы страны. Его цикл наводнений - рост, смерть и возрождение - стал циклом повседневной жизни, а также основой древнеегипетской религии и понимания загробной жизни. Вся жизнь народа Египта зависела от реки. Она обеспечивала связь и транспорт между провинциями королевства. Фараоны пользовалась течением Нила в качестве средства для транспортировки своей армии, тем самым сохраняя сильную, единую нацию.
К 3100 году до н.э., Египет оказался под централизованным правлением линии наследственных правителей. Эти короли, называемые фараонами, властвовали над губернаторами провинций королевства. Они также командовали египетской армией. Даже жрецы и жрицы, осуществляющие религиозные обряды и общающиеся с богами, служили фараонам. Власть фараонов была династической, и могла считаться абсолютной в прямом смысле этого слова. Фараоны рассматривались как представители богов на земле и даже как сами боги.
Древнее египетское общество не разделяло права мужчин и женщин. Женщины участвовали в политической, экономической и судебной жизни Древнего Египта на тех же условиях, что и мужчины. Это социальная система имеет отражение в египетской мифологии, где богини играли равные, если не главные, роли. Женские божества держались отдельно от мужских, в их собственных храмах и со своими служителями.
Даже в наше время для желающих узнать все про Древний Египет, существует масса возможностей для новых открытий, так как наследие этой великой расы поистине велико и непостижимо.
отя большинству людей, интересующихся историей и культурой Древнего Египта, известно о том, как фараоны планировали свою загробную жизнь, гораздо меньше знакомо в каких условиях они проживали в реальности. Благодаря археологическим исследованиям на территориях Авариса - руин дворца двенадцатой-тринадцатой династий, Малката (Луксор), где находился царский комплекс фараона восемнадцатой династии Аменхотепа III, открытию города Ахетатона фараона-реформатора Эхнатона в Амарне, постепенно воссоздаётся картина дворца фараона.
Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город. Здания и помещения, входившие в дворцовый комплекс, служили разнообразным функциям, от парадного зала к кухне - обширные сады и внутренние дворы, административные офисы, жильё чиновников, библиотека, кухни, многие складские постройки.
Малката, на арабском языке означающее «место, где подняли вещи» (из-за груд щебня и развалин всё ещё засоряющих область), название территории дворца Аменхотепа III, расположенной к югу от погребального храма Рамсеса III Мединет-Абу недалеко от «города ремесленников» в Дейр эль-Медина. Археологическая зона покрывает пространство тридцать тысяч квадратных метров и есть доказательства того, что при жизни Аменхотеп III не дождался окончания строительства. В любом случае, это самый большой дворец фараона Древнего Египта.
Дворец, построенный в четырнадцатом столетии до нашей эры, называли «чертогами Радости», изначально он был известен как «Дворец Ослепительного Атона» (солнечный диск, персонифицировавший изначальный аспект бога Ра, обожествленный сыном Аменхотепа III Эхнатоном).
Апартаменты фараона, расположенные в юго-восточном углу на территории примерно пятьдесят метров на двадцать пять метров, представлявшие коллекцию залов и дворов окружали парадный зал с колоннами. Имелся большой тронный зал и несколько небольших комнат, по всей видимости, бывшие приёмными, административными офисами, складскими помещениями.
Великая царская супруга Тейе (Тия) имела собственный роскошный Южный Дворец, принцесса Сатамон, старшая дочь Аменхотепа III и Тии проживала в Северном Дворце.
В дворцовый комплекс входили элитные виллы для других членов царской семьи и родственников, включая гарем, находившийся на востоке, жилое пространство для детей младших жен и евнухов - смотрящих гаремов, жильё для слуг.
Кроме жилых и бытовых помещений, в комплекс входил большой храм, посвященный Амону. Дворцовая область была связана каналом с большой гаванью, в сегодняшние дни это Биркет Хабу. Гавань объединяла дворец с Нилом, а, следовательно, со всем Египтом.
В гавани находилась золотая барка «Ослепительный Атон», на которой Аменхотеп и Тейе участвовали в государственных и религиозных фестивалях.
Кроме того, на востоке дворца по приказу фараона было выкопано искусственное озеро, куда Аменхотеп и Тейе и другими членами царской семьи мог приплыть на королевской барке.
Для организационной деятельности чиновников, отвечавших за разные области в пределах дворцового комплекса, имелись административные здания, Западные Виллы.
Царские мастерские находились на юге, а поселение ремесленников на севере (в Дейр эль-Медина).
Дорога соединяла дворец с погребальным храмом Аменхотепа, который охраняли Колоссы Мемнона, и «Алтарём Пустыни», Ком аль-Самак, на кирпичной платформе которого фараон участвовал в «празднике хвоста» - Хеб-сед.
Комплекс был в основном выстроен из сырцовых кирпичей, на многих из них отпечатан картуш Аменхотепа. Использования камня весьма ограничено, но при строительстве применяли так же древесину, известняк, песчаник, керамические плитки.
Внешние стены были окрашены белым цветом, интерьер же имел яркие цвета с геометрическими орнаментами, фресками, изображающими птиц и животных. Так потолок в гардеробной комнате Аменхотепа декорирован спиралевидными узорами и стилизованными бычьими головами - красного, синего и желтого цвета. Спальня была расписана защитными символами и стервятниками, священным животным богини Нехбет.
Колонный зал украшали очень натуралистичные фрески на тему Нила с плескающейся рыбой и птицами. Потолок поддерживали красиво вырезанные деревянные колоны, повторявшие форму лилии.
Некоторые залы покрывала цветная плитка с рисунками цветов, виноградной лозы, птиц, рыбы. В других помещениях - иероглифы со значением защиты, здоровья, удачи.
Интерьер наполняла прекрасная мебель и керамические изделия. Известно, что Аменхотеп был очень богат и покровительствовал искусствам.
Тайна египетских иероглифов волновала ученых очень давно. Первые шаги к их разгадке были сделаны еще во времена Наполеона Бонапарта. Наполеоном в Египет была послана восьмитысячная армия, вместе с которой на Восток отправились ученые, художники и писатели. Несмотря на провал французской кампании, она оставила свой след в истории.
В качестве трофея во Франции была привезена черная бальзатовая плита с начертаниями египетских иероглифов. По месту находки артефакт получил название Розетского камня, найденного в 1799 году близ местечка Розетты, находившегося в окрестностях Александрии Египетской. Именно с этой находки и началась разгадка древнеегипетских иероглифов. Дело в том, что под египетскими надписями был начертан греческий текст, который был с легкостью переведен на французский. Но сопоставление греческого и египетского текста привело ученых в замешательство своим полным несоответствием.
Древнеегипетские иероглифы не желали раскрывать свои секреты. На помощь пришел ученый Горраполлон. Его длительные беседы со жрецами позволили ему сделать следующий вывод, что один символ может читаться в нескольких значениях. Например, изображение льва могло читаться в буквальном смысле или в переносном смысле, например, «смелый». Следуя этому, в корне ошибочному принципу, переводившие текст ученые, являли свету свои оригинальные переводы.
Получивший большую известность, ученый Жан Шампольон, подошедший к разгадке иероглифов Египта с другой стороны. Он стал рассматривать каждый иероглифический символ как отдельную букву. А особо тщательно начертанные и обведенные по нескольку раз символы стал рассматривать как имена богов и фараонов. Именно по ним и начал разгадывать Шампольон египетские иероглифы, первоначально взяв за основу имя египетской царицы Клеопатры.
В ходе работы ученый выяснил, что египтяне в своих текстах буквы наряду со смысловыми знаками, именуемыми также идеограммами. Этот метод дал свои положительные результаты. Внезапная смерть ученого не позволила ему завершить и опубликовать главный труд всей своей жизни – «Египетскую грамматику». Впоследствии, многочисленные древнеегипетские тексты, почитанные по методу Шампольона, принесли ему мировую известность и признание. В дальнейшем изучали Древний Египет, и иероглифы изучали и небезуспешно такие ученые как де Руже, Шаба, В.С. Голенищев.
Изобретенный более 5000 лет назад, первоначально древнеегипетский календарь основывался на двенадцати лунных месяцах, сгруппированных в три сезона по четыре месяца каждый, «ахет» «перет» «шему» - время половодья, время всходов, время засухи.
Безусловно, это был не идеальный календарь, поскольку лунный месяц составляет только двадцать девять с половиной дней, таким образом, в течение нескольких лет выходило бы тридцать новолуний. Новый год был приурочен к началу ежегодного разлива Нила, но фактическая дата могла варьироваться в пределах восьмидесяти дней, что являлось совсем неточным показателем начала нового года. К счастью египтяне обратили внимание на то, что звезда Сириус появляется в небе, после отсутствия на протяжении семидесяти дней, возвещая о разливе Нила.
Таким образом, был принят более надежный способ определения начала нового года. Начало того года, 1-е тота, произошло около 21 июня (по григорианскому календарю), но поскольку восход Сириуса (Сотиса) всё же звёздное явление, оно происходит каждые 365, 25 суток, поэтому восход звезды не соответствовал точно календарю, строившемуся на лунном цикле. Через каждые четыре года начало нового года переходило на один день и все даты года также изменялись, отсюда пошло называние «блуждающий год».
Чтобы исправить положение египтяне ввели дополнительный месяц для создания «Великого Года» или период Сосиса, который равнялся 384 дням каждые два или три года, когда начало нового года совпадало с восходом Сириуса и летним солнцестоянием.
Но подобный календарь был недостаточно точным и фактически непригодным для экономических и административных целей. Поэтому вернули стандартный календарь раннединастического периода, основанного на подсчете числа дней между последовательными восходами Сириуса. Тем не менее, использовались два календаря одновременно, для разных функций.
В Древнем Египте годы считались по годам правления фараонов.
Только в греческий период, эпоху Птолемеев, стали применять эру Набонассара, названную в честь вавилонского царя, по которой и был составлен «Канон царей».
Птолемеи решили, что каждый четвертый год должен равняться 366 дням, а не 365. Египтяне, в большей своей массе фермеры, не принимали календарные реформы, но, в конечном счете, новый календарь, по которому стали ввести исчисление в Древнем Египте годов, вступил в силу с введением «Александрийского календаря» - александрийского постоянного года.
Двенадцать месяцев, сохранявшие все египетские названия, каждый месяц по тридцать дней и плюс пять дополнительных дней.
Имена для людей в Древнем Египте выбирались с особой заботой. Они должны были в определенной степени рассказать об индивидуальности человека, преданности тому или иному богу, содержа в себе имя бога, месту рождения. Египтяне верили, что имена – существенный элемент человеческой личности, столь же необходимые для существования, как души Ка, Ба, Ах.
Самые простые имена Древнего Египта – существительные или прилагательные. Например, Неферет – красавица, Усер – сильный, Неджем – милый. Другие имена принимали форму заявлений. Рахотеп, Птахотеп (Ра удовлетворен, Птах удовлетворен), Хатшеспут (та, что впереди благородных дам), Тутанхамон (живое подобие Амона).
В некоторых семьях несколько детей имели одно и тоже имя, а чтобы отличить людей с одинаковыми именами употребляли эпитеты, типа Аа, Нери-иб, Неджес (старший, средний, младший). Точно также в имя ребенка включали имя отца (Ир-ен, его тело) или матери (Мес-ен, родила того-то).
Одинаковые имена могли использоваться и для женщин и мужчин, в этих случаях идентификатором служил при написании мужской или женский иероглиф в конце.
Имена Древнего Египта – это не просто абстрактные символы, а физические проявления индивидуальности.Они являлись настолько важными, что стирание с памятников и скульптур было эквивалентно уничтожению самой памяти человеке и, вообще, его существовании. До тех пор пока будут помнить имя умершего, он остается бессмертным.
Прозвища и сокращенные имена также были распространены.
Древние египтяне полагали, что если знать тайное имя, то обретешь власть над субъектом. К примеру, написав имя хищного животного или злого духа на глиняной посуде и затем, разбив её, символически убивали зло. Так называемые тексты проклятий обнаруживали на всем протяжении Египта в областях захоронений. Все египтяне получали при рождении секретное имя, которое никогда не произносилось, чтобы никто не мог причинить вреда человеку.
Имя человека могло быть изменено при определенных обстоятельствах. Сети («человек Сета») менял его на «человека Осириса», когда приходил в храм Осириса, чтобы не обидеть бога, который был убит Сетом.
В источниках Нового Царства встречаются такие имена как Меседсура (Ра ненавидит его), Бинэмуас (зло в Фивах), Паибакикамен (вот, слепой слуга). Они обвинялись в ужасном преступлении, покушались на жизнь Рамсеса III. Понятно, что людям не могли дать такие имена с рождения. И до этого события они звались наоборот, «Ра любит его», «добро в Фивах». В заговор был вовлечен сын фараона, которого переименовали в Пентваре (беглец), предполагая, что он бежал из Египта, чтобы избежать обвинения.
Каждая культура имеет своих священных животных. У некоторых, как, например, в культуре Древнего Египта, их целые сонмы. В Древнем Египте царило многобожие, поклонялись множеству богов. У египтян каждый бог отвечал за определённую стихию, животные тоже многие были «непростыми».
Одним из таких священных животных был жук скарабей. Его считали символом богов Солнца а также возрождения в загробной жизни. Миграции скарабеев с востока на запад древние египтяне воспринимали как перенос небесного действа на землю: рождение Солнца и его перемещение по небу. Египетский бог Хепри (сотворивший мир и человечество) изображался с головой этого животного.
Зачем же скарабеи перемещаются с востока на запад на самом деле? Тут всё очень просто: это часть их размножения. Они путешествуют нагруженные шариками, в которые укатаны их яйца. Бережно перемещая их вслед за солнцем, взрослые жуки ждут появления потомства.
Жители древнего Египта были уверены, что все насекомые, за исключением скарабея – плод Нила, что они происходят из Нила. Скарабей же приходит из песков священной пустыни.
Археологи и по сей день находят на месте Древнего Египта скарабеев. Их рисовали на стенах гробниц и на папирусах, по их форме делали глиняные фигурки-амулеты. Такой амулет, считалось, способен дать бессмертие своему обладателю. Фигурки было принято носить с собой и класть в гробницы, поэтому в местах захоронений их находят великое множество.
Когда хоронили кого-то важного, то иногда на место сердца помещалась крупная глиняная фигурка скарабея. На «животе» такой фигурки вырезались священные письмена, в частности целые главы из египетской Книги Мертвых.
Глиняная фигурка скарабея практически никогда не детализировалась. То есть, практически, это имитация тела жука без лапок. На его нижней части вырезались заклинания, имена и изображения богов, священные символы, пр.
Фигурки скарабеев использовались также и как личные печати. В этом случае на её нижней части были вырезаны не заклятия, а имя особы, её обладающей, об этом знал весь Древний Египет. Скарабеи были своеобразным символом целой эпохи. В некоторой степени, большие фигуры скарабеев использовались как летописи: на них запечатлевались знаменательные события государства и отдельных лиц.
В период Среднего Царства фигурки скарабеев выполняли из лазури, аметиста и др. камней ярких оттенков. В период Нового Царства такие фигурки выполнялись большей частью из глины.