ВВЕДЕНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания для студентов заочной формы обучения
(для неисторических, факультетов)
Великий Новгород
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..……3
1.Программа курса «Отечественная история»………………………………………….…..……..6
2.Список литературы..................................................................... ………………………………...9
3.Тематика контрольных работ и рекомендуемая литература к ним…………………………...17
4.Вопросы к экзамену .................................................................. ………………...........................39
ВВЕДЕНИЕ
В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого России представляется не только необходимым, по и очень важным, так как невозможно понять сегодняшнее и предположить будущее, не изучив прошлое. Его изучение может быть результативным, если оно глубоко и серьезно, не находится под давлением ни прошлых, ни нынешних предрассудков создает возможности для студентов самостоятельно формировать свою точку зрения свое понимание процессов прошлого, свои представления об истории Отечества. Конечно, эти представления должны основываться на конкретном знании источников. Ни кем-то данное знание, с заранее расставленными акцентами, а живое, проблемное, личностное восприятие прошлого формирует интерес к истории, к историческим исследованиям.
Отечественная история – научная дисциплина, изучающая процесс развития Родины, народов, населяющих ее, и формирования государственных институтов.
Основная задача данного методического пособия – помочь студентам заочной формы обучения составить целостное представление о наиболее значимых проблемах российской истории. Не ставя задачу охватить всю полноту фактического материала, авторы дают ключ к пониманию закономерностей исторического процесса, наиболее существенных особенностей каждого его этапа.
Изучение отечественной истории на заочном отделении можно условно разделить на три слагаемых:
1) аудиторное и самостоятельное изучение истории России;
2) выполнение контрольной работы с учетом методических рекомендаций
и последующего устранения недостатков, выявленных в ходе собеседования с
преподавателем по содержанию работы;
3) сдача экзамена по курсу.
Самостоятельное изучение отечественной истории может быть успешным только в том случае, если оно носит систематический характер. Очень трудно, вернее почти невозможно, за короткий срок дополнить, повторить, а зачастую заново изучить огромный исторический материал. Поэтому необходимо заниматься не только систематически, но и отдать этому занятию значительное время. Изучение истории России должно быть не пассивным, а активным. Чтение учебной и другой литературы необходимо сопровождать составлением конспектов, выпиской дат важнейших событий и составление схем. Целенаправленности процесса обучения содействует содержание программы курса, включенное в это пособие.
По учебному плану курс отечественной истории изучается в течение одного семестра на всех факультетах НовГУ. Предусмотрено выполнение одной контрольной работы и сдача итогового экзамена.
Программа курса, составленная на основе Госстандарта высшею профессионального образования и регионального компонента, является единой для всех специальностей неисторического профиля обучения. За основу определения периодизации исторического развития России взят принцип эволюции государственных и политических институтов, системы власти и управления нашего Отечества. Основное место в учебно-методическом пособии отведено показу сложного, противоречивого взаимодействия радикального, реформистского, контрреформистского и консервативного движений в их конкретно-историческом контексте. Особое внимание уделено переломным моментам отечественной истории. Структурные изменения в государственном и политическом строе, социально-экономические процессы и события культурной жизни страны рассматриваются через призму деятельности исторических личностей, их роли и влиянии как субъектов исторического процесса.
В каждом из трех разделов программы включены как составляющие, так и взаимодействующие блоки информации по следующим направлениям:
1) эволюция государственной и политической системы;
2) социально-экономическое развитие страны и внутренняя политика;
3) внешняя политика государства, вооруженные силы и войны;
4) общественные движения и эволюция национального самосознания.
Такая структура программы позволяет достаточно точно систематизировать имеющийся исторический материал, ввести в оборот не только новые факты, но и осветить те события в российской истории, которые долгое время оставались вне поля внимания.
В точном соответствии с данной программой в пособии представлена тематика контрольных работ. При выборе темы работы необходимо помнить следующее: порядковый номер темы определяется тем числом, на которое оканчивается номер зачетной книжки студента. Например, если номер зачетной книжки – 1291-08, то студент может выполнить или контрольную работу № 8, № 18 или № 28. Другие варианты недопустимы. Следует учесть, что лучше писать контрольную работу по той теме, которая является более сложной для вас.
К основным требованиям, предъявляемым к контрольным работам, относятся следующие:
1) содержание контрольной работы должно соответствовать заданному
развернутому плану. В нем представлен перечень важнейших вопросов темы,
которые должны получить полное освещение;
2) контрольная работа должна показать знание студентом источников и
литературы, умение анализировать и обобщать факты, правильно излагать материал в письменной форме;
3) работу следует написать так, чтобы ее можно было легко прочесть, работа не должна превышать объем школьной тетради в 18 листов, возможна перепечатка работы на пишущей машинке или компьютере, при необходимости
составляются таблицы и прилагаются рисунки;
4) непременным условием для контрольной работы является не только
хороший стиль изложенного материала, но и грамотность;
5) в работе должны быть выдвинуты главные положения, а цитаты снабжены указаниями на источники, откуда они заимствованы.
Контрольная работа должна иметь законченный характер что в немалой степени обеспечивается хорошо продуманным содержанием, которое следует сгруппировать потрем частям: введение, основные разделы и заключение.
Во введении необходимо указать на значение темы и круг вопросов, которые будут рассмотрены в контрольной работе, степень актуальности и значимости исторической проблемы.
Вторая часть работы является основной. Она должна содержать изложение главных вопросов темы, причем это изложение следует делать последовательно и логически. В каждом разделе основной части, наряду с изложением фактического материала, надо стремиться делать выводы, в которых особо важно выделить неоднозначность, альтернативность изучаемых исторических явлений и событий.
В заключении необходимо указать значение изучаемых явлений в историческом процессе и их влияние на последующие этапы истории развития нашей страны.
Студент должен уметь правильно раскрыть значение исторических категорий, понятий и терминов. К контрольной работе необходимо приложить список источников и литературы, которые были использованы. Все приводимые цитаты должны сопровождаться подстрочными ссылками внизу страницы. При ссылках на используемую литературу следует указать фамилию автора и его инициалы, полное название работы, место и год ее издания, страницу, откуда взят материал.
В работе необходимо оставлять достаточно широкие поля для замечаний рецензента.
Выполненные работы по договоренности с преподавателем направляются в деканаты соответствующих факультетов НовГУ или в период сессии передаются студентами непосредственно преподавателю кафедры.
При подготовке к экзамену по отечественной истории необходимо руководствоваться содержанием представленной ниже программы курса, списков рекомендованной общей учебной литературы и экзаменационных вопросов, утвержденных кафедрой отечественной истории.