VII. Выводы
29. Вопросы безопасности и благого управления вызывают у широкой общественности и национального руководства особую тревогу, что обусловливает необходимость расширения круга и повышения качества статистических данных по преступности и уголовному правосудию, особенно там, где в первую очередь затронуты интересы граждан и государственных учреждений. Активную роль в этом процессе могут играть национальные статистические управления. Полномасштабное участие национальных статистических управлений может быть очень полезным для совершенствования национальных систем сбора и обработки статистических данных по преступности, поскольку они могут координировать деятельность национальных институтов (в том числе полиции, прокуратуры, судов и тюрем) и оказывать им методологическую поддержку, а также способствовать повышению качества статистических данных по преступности посредством внедрения профессиональных и независимых стандартов. У национальных статистических управлений также есть все возможности для содействия регулярному проведению обследований виктимиза-ции на национальном уровне. Проведение обследований виктимизации — будь то в виде отдельного специального обследования или модуля другого обследования — должно в обязательном порядке предусматриваться планами статистических обследований, регулярно готовящимися национальными статистическими управлениями.
30. Ряду стран необходима техническая и финансовая помощь в совершенствовании их системы сбора и обработки статистических данных по преступности. При сборе данных административного учета преступности необходимо оказывать помощь в обеспечении непротиворечивости данных, представляемых различными органами, относящимися к правоохранительной системе и системе уголовного правосудия, особенно когда в стране существуют различные уровни компетенции. Требуется также оказывать техническую помощь для пропаганды и проведения обследований виктимизации, особенно в тех странах, где национальные статистические управления не играют заметной роли в статистике преступности. Важную роль в оказании странам региона и мира в целом помощи в наращивании их потенциала в области сбора, распространения и анализа данных по преступности может играть созданный ИНЕГИ и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центр передового опыта в области статистической информации. Он также может содействовать разработке новых руководящих указаний и стандартов в области статистики посредством проведения исследований, апробирования методологии и оказания экспертных консультационных услуг.
31. Необходимо продолжать разработку международных стандартов в области статистики преступности, чтобы помочь странам получать сопоставимые данные и заложить более прочную основу для получения национальных данных. Разработанная Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности совместно с ЕЭК под эгидой КЭС рамочная классификация преступлений — это добротный фундамент для разработки международной классификации преступлений в рамках всеохватного процесса с широким кругом участников. Необходимо вовлечь в эту работу и другие регионы и обеспечить, чтобы она контролировалась Статистической комиссией и международной статистической системой.
32. Необходимо продолжать вести на международном уровне методологическую работу по расчету статистических показателей для некоторых сложных видов преступлений, таких как торговля людьми, незаконный ввоз мигрантов, незаконный оборот природных ресурсов, киберпреступления, отмывание денег и коррупция. Статистические стандарты в этих областях только начинают вырабатываться, и необходимо подготовить на международном уровне указания по разработке показателей по этим преступлениям, особенно в контексте транснациональной организованной преступности.
33. Международная конференция по статистике преступности может стать форумом, на котором будет пропагандироваться идея более активного участия национальных статистических управлений в развитии статистики преступности на национальном и международном уровнях, и одновременно может предоставить ценную возможность на регулярной основе обсуждать вопросы разработки стандартов в области статистики преступности и решать возникающие проблемы, связанные со статистическим измерением преступности и анализом соответствующих данных.
VIII. Вопросы для обсуждения
34. Комиссия, возможно, пожелает:
a) рекомендовать национальным статистическим управлениям активнее участвовать в координировании сбора и обработки данных статистики преступности, получаемых посредством административного учета и проведения обследований, на национальном уровне, принимая во внимание при этом роль других национальных ведомств (таких как министерство внутренних дел и министерство юстиции) в деле дальнейшего сбора и анализа данных по преступности;
b) предложить национальным статистическим управлениям содействовать проведению обследований виктимизации и включить проведение таких обследований в список регулярных мероприятий по сбору данных;
c) рекомендовать международному сообществу оказывать странам помощь в проведении обследований виктимизации в рамках системы официальной статистики и совершенствовать системы регистрации;
d) повышать качество и расширять круг статистических данных по преступности на международном уровне посредством i) апробирования проекта рамочной классификации преступлений на основе результатов работы КЭС; и ii) улучшения координации работы Статистической комиссии и Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию для обеспечения повышения качества и расширения круга данных, распространяемых на международном уровне;
e) принять во внимание создание ИНЕГИ и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центра передового опыта в области статистической информации и обратиться к Центру с просьбой оказывать странам помощь в повышении качества и расширении круга статистических данных по преступности посредством осуществления различных мероприятий, в том числе посредством предоставления технической помощи и апробирования методологии статистического измерения новых и с трудом поддающихся статистическому измерению преступлений;
f) обратиться к Центру передового опыта ИНЕГИ-Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности с просьбой организовать в 2012 году первую международную конференцию по статистике преступности.
* E/CN.3/2012/1
[1] См., например, резолюцию 19/2 Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Организации Объединенных Наций об активизации усилий по сбору, анализу и представлению сопоставимых данных о преступности (E/2010/30, глава I.D).
[2] Резолюция 2009/25 Экономического и Социального Совета, озаглавленная «Совершенствование процедур сбора, представления и анализа данных в целях углубленного изучения тенденций в конкретных областях преступности».
[3] Недавним примером может служить двухгодичный проект, который финансировался Европейским союзом и осуществлялся в период 2009-2011 годов Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности с участием ряда партнеров и который был направлен на совершенствование инструментов контроля за деятельностью судебных и правоохранительных органов в странах Западных Балкан посредством приведения национальных статистических механизмов в соответствие с применимыми международными стандартами и надлежащей практикой.
[4] Результаты обследований виктимизации размещены по адресу: www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/Data-for-Africa-publications.html. В ходе этих обследований использовался стандартный вопросник, который в соответствующих случаях был видоизменен с учетом местных потребностей и понимания концепций преступности и правосудия
[5] Издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.03.XVII.6.
[6] Резолюция 7 (VI), пункт 50, имеется по адресу: http://www.eclac.cl/deype/noticias/noticias/5/44535/SCA6_Resolution7VI.pdf.
[7] http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/statistics/crime/global-study-on-homicide-2011.html.
[8] Eurostat, Money laundering in Europe, Report of work carried out by Eurostat and DG Home Affairs (Luxembourg, 2010).
[9] Пример взят из скоординированных обследований по коррупции, проведенных в 2010 году балканскими странами (во многих случаях национальными статистическими управлениями) при поддержке Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Европейского союза (http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/statistics/corruption/Western_balkans_corruption_report_2011_web.pdf).
[10] Дополнительную информацию см. по адресу: www.cdeunodc.inegi.org.mx.
На главную