VII. Выводы

29. Вопросы безопасности и благого управления вызывают у широкой обще­ственности и национального руководства особую тревогу, что обусловливает необходимость расширения круга и повышения качества статистических дан­ных по преступности и уголовному правосудию, особенно там, где в первую очередь затронуты интересы граждан и государственных учреждений. Актив­ную роль в этом процессе могут играть национальные статистические управ­ления. Полномасштабное участие национальных статистических управлений может быть очень полезным для совершенствования национальных систем сбора и обработки статистических данных по преступности, поскольку они мо­гут координировать деятельность национальных институтов (в том числе по­лиции, прокуратуры, судов и тюрем) и оказывать им методологическую под­держку, а также способствовать повышению качества статистических данных по преступности посредством внедрения профессиональных и независимых стандартов. У национальных статистических управлений также есть все воз­можности для содействия регулярному проведению обследований виктимиза-ции на национальном уровне. Проведение обследований виктимизации — будь то в виде отдельного специального обследования или модуля другого обследо­вания — должно в обязательном порядке предусматриваться планами стати­стических обследований, регулярно готовящимися национальными статистиче­скими управлениями.

30. Ряду стран необходима техническая и финансовая помощь в совершенст­вовании их системы сбора и обработки статистических данных по преступно­сти. При сборе данных административного учета преступности необходимо оказывать помощь в обеспечении непротиворечивости данных, представляе­мых различными органами, относящимися к правоохранительной системе и системе уголовного правосудия, особенно когда в стране существуют различ­ные уровни компетенции. Требуется также оказывать техническую помощь для пропаганды и проведения обследований виктимизации, особенно в тех стра­нах, где национальные статистические управления не играют заметной роли в статистике преступности. Важную роль в оказании странам региона и мира в целом помощи в наращивании их потенциала в области сбора, распростране­ния и анализа данных по преступности может играть созданный ИНЕГИ и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступно­сти Центр передового опыта в области статистической информации. Он также может содействовать разработке новых руководящих указаний и стандартов в области статистики посредством проведения исследований, апробирования ме­тодологии и оказания экспертных консультационных услуг.

31. Необходимо продолжать разработку международных стандартов в области статистики преступности, чтобы помочь странам получать сопоставимые данные и заложить более прочную основу для получения национальных данных. Разработанная Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности совместно с ЕЭК под эгидой КЭС рамочная классификация преступлений — это добротный фундамент для разработки международной классификации преступлений в рамках всеохватного процесса с широким кру­гом участников. Необходимо вовлечь в эту работу и другие регионы и обеспе­чить, чтобы она контролировалась Статистической комиссией и международ­ной статистической системой.

32. Необходимо продолжать вести на международном уровне методологиче­скую работу по расчету статистических показателей для некоторых сложных видов преступлений, таких как торговля людьми, незаконный ввоз мигрантов, незаконный оборот природных ресурсов, киберпреступления, отмывание денег и коррупция. Статистические стандарты в этих областях только начинают вы­рабатываться, и необходимо подготовить на международном уровне указания по разработке показателей по этим преступлениям, особенно в контексте транснациональной организованной преступности.

33. Международная конференция по статистике преступности может стать форумом, на котором будет пропагандироваться идея более активного участия национальных статистических управлений в развитии статистики преступно­сти на национальном и международном уровнях, и одновременно может пре­доставить ценную возможность на регулярной основе обсуждать вопросы раз­работки стандартов в области статистики преступности и решать возникающие проблемы, связанные со статистическим измерением преступности и анализом соответствующих данных.

VIII. Вопросы для обсуждения

34. Комиссия, возможно, пожелает:

a) рекомендовать национальным статистическим управлениям ак­тивнее участвовать в координировании сбора и обработки данных стати­стики преступности, получаемых посредством административного учета и проведения обследований, на национальном уровне, принимая во внима­ние при этом роль других национальных ведомств (таких как министерст­во внутренних дел и министерство юстиции) в деле дальнейшего сбора и анализа данных по преступности;

b) предложить национальным статистическим управлениям содей­ствовать проведению обследований виктимизации и включить проведение таких обследований в список регулярных мероприятий по сбору данных;

c) рекомендовать международному сообществу оказывать странам помощь в проведении обследований виктимизации в рамках системы официальной статистики и совершенствовать системы регистрации;

d) повышать качество и расширять круг статистических данных по преступности на международном уровне посредством i) апробирования проекта рамочной классификации преступлений на основе результатов работы КЭС; и ii) улучшения координации работы Статистической комис­сии и Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосу­дию для обеспечения повышения качества и расширения круга данных, распространяемых на международном уровне;

e) принять во внимание создание ИНЕГИ и Управлением Органи­зации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центра пере­дового опыта в области статистической информации и обратиться к Цен­тру с просьбой оказывать странам помощь в повышении качества и рас­ширении круга статистических данных по преступности посредством осу­ществления различных мероприятий, в том числе посредством предостав­ления технической помощи и апробирования методологии статистическо­го измерения новых и с трудом поддающихся статистическому измерению преступлений;

f) обратиться к Центру передового опыта ИНЕГИ-Управления Ор­ганизации Объединенных Наций по наркотикам и преступности с прось­бой организовать в 2012 году первую международную конференцию по статистике преступности.

* E/CN.3/2012/1

[1] См., например, резолюцию 19/2 Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Организации Объединенных Наций об активизации усилий по сбору, анализу и представлению сопоставимых данных о преступности (E/2010/30, глава I.D).

[2] Резолюция 2009/25 Экономического и Социального Совета, озаглавленная «Совершенствование процедур сбора, представления и анализа данных в целях углубленного изучения тенденций в конкретных областях преступности».

[3] Недавним примером может служить двухгодичный проект, который финансировался Европейским союзом и осуществлялся в период 2009-2011 годов Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности с участием ряда партнеров и который был направлен на совершенствование инструментов контроля за деятельностью судебных и правоохранительных органов в странах Западных Балкан посредством приведения национальных статистических механизмов в соответствие с применимыми международными стандартами и надлежащей практикой.

[4] Результаты обследований виктимизации размещены по адресу: www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/Data-for-Africa-publications.html. В ходе этих обследований использовался стандартный вопросник, который в соответствующих случаях был видоизменен с учетом местных потребностей и понимания концепций преступности и правосудия

[5] Издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.03.XVII.6.

[6] Резолюция 7 (VI), пункт 50, имеется по адресу: http://www.eclac.cl/deype/noticias/noticias/5/44535/SCA6_Resolution7VI.pdf.

[7] http://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/statistics/crime/global-study-on-homicide-2011.html.

[8] Eurostat, Money laundering in Europe, Report of work carried out by Eurostat and DG Home Affairs (Luxembourg, 2010).

[9] Пример взят из скоординированных обследований по коррупции, проведенных в 2010 году балканскими странами (во многих случаях национальными статистическими управлениями) при поддержке Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Европейского союза (http://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/statistics/corruption/Western_balkans_corruption_report_2011_web.pdf).

[10] Дополнительную информацию см. по адресу: www.cdeunodc.inegi.org.mx.

На главную