АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ. ЗАДАНИЕ НА ИННОВАЦИЮ

Рациональная постановка любой проблемы, задачи требует предварительного анализа необходимой информации. Но формирование задания на инновацию, которая в конечном счете должна успешно пройти жесткое «испытание рынком», имеет свою специфику, в частности в том, какая информация и как должна анализироваться.

Если возможная инновация относится к разработке патентоспособных решений (прежде всего к «технике», но не только), то необходимо патентное исследование; его состав, технология и организация рассмотрены в доступной литературе, но минимально необходимые сведения, а особенно - практические рекомендации по выбору способа действий даны ниже. Состав маркетингового анализа (имеющего свои рамки) также известен. Рассматриваемый же далее конъюнктурный анализ, как полагают многие специалисты, в значительной степени объединяя патентный и маркетинговый анализ, включает и другую информацию, а кроме того отличается по структуре. Поэтому следует привести следующие принципиальные сведения о его целях, задачах, структуре и логике его проведения.

Задачи конъюнктурного анализа - исследование, оценка, прогноз и выбор потенциальных рынков сбыта, возможных конкурентов и намечаемых партнеров.

Цель - оценка рисков и шансов производителя (поставщика) и покупателя (потребителя) на рынке товаров и услуг. Необходимая для этого информация о конъюнктурообразующих факторах может быть очень разнообразна: и торгово-экономическая, и техническая, и патентная, и научная, и правовая, и социально - психологическая, и политическая. Для анализа и прогноза используются логическая увязка фактов и факторов, экспертные оценки, статистические методы, имитационное моделирование. На этой основе оцениваются параметры жизненного цикла продукции - аналога и намечаемых вариантов своей продукции.

Для выбранного конкретного объекта строят так называемый конъюнктурный образ объекта, учитывающий как свойства и характеристики самого объекта, так и характеристики рынка его возможной реализации. Решая эту задачу, необходимую информацию структурируют в виде конъюнктурной карты объекта, содержащей следующие главные разделы:

- общие сведения об объекте (в том числе о текущем состоянии и возможных перспективах развития);

- конъюнктурная характеристика объекта (в частности — удовлетворяемые им потребности, источники сырья и комплектующие, особенности техпроцесса и оборудования);

- характеристика технико-экономического уровня объекта;

- сведения о теме исследования, сроки ее выполнения. Перед поиском требуемой информации должен быть выбран его регламент, определяющий предмет поиска (его классификационную рубрику), страны и глубину (по годам) поиска, источники информации. Необходим неформальный подход к этой работе, - с учетом противоречия между желанием получить больше информации и требуемыми для этого затратами средств и времени.

Располагая полученной проанализированной информацией, можно приступить к формированию задания на инновацию. На практике перед этим стоит решить вопрос, а нужна ли инновация в данной ситуации? Часто считают, что она не нужна, если приемлемо какое - либо известное решение проблемы, или задача формулируется как стандартная. Другая крайность - хронический «инновационный зуд», - когда для любой задачи обязательно ищется лишь инновационное решение. Для решения узловых проблем, вызывающих существенные последствия, этап своевременного (опережающего) поиска инновационных вариантов, способных повысить конкурентоспособность товара и фирмы, необходим.

Особенности формирования задания на инновацию иллюстрируются следующей схемой учёта ключевых факторов (см. рис. 3):

 

 


 

методы “техника опыт

и модели прогноз (положит.

анализа безопасности” и отриц.)

               
       

 

 


  Формирование задания на инновацию
ситуация

цели

 
 


ограничения требования

исходная

информация возможные

преимущества

решения

аналоги возможные

недостатки

 
 


затраты

 

внешние ресурсы потребности

условия

Рис. 3


Проблемная ситуация, как правило, требует инноваций. Цели долго - и краткосрочные нередко входят в противоречие. Учёт ограничений обязателен, но их не надо фетишизировать, ибо за каждым ограничением – цена его преодоления. С увеличением объёма информации растут и трудности её «переваривания», а также предварительной фильтрации.

Решения – аналоги необходимы для выбора направлений инновационной активности, конкретизации возможных путей, способов и средств обеспечения конкурентоспособности.

Нельзя проводить инновационный анализ без учёта располагаемых и возможных ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных, временных).

Среди технологических факторов – не только методы и модели для анализа и прогноза, но выделены «техника безопасности» (требующая в частности, взвешенного учёта неопределённости ряда параметров и условий, связанного с этим уровня делового риска), а также накопленного опыта (как своего, так и чужого; причём, и положительного, и отрицательного). На выходе все результаты многофакторного анализа оцениваются по критериям жизнеспособности и эффективности, что позволяет получить систему взаимоувязанных требований к инновационным решениям.

В отношении методов и моделей анализа и синтеза следует особо подчеркнуть необходимость их тщательного выбора, профессиональное управление инновационными процессами невозможно без понимания их принципов, реальных возможностей, особенностей применения.

На каждом из этапов инновационных разработок технология моделирования специфична (см. последующие разделы пособия), но две главные цели неизменны – улучшение обоснованности оценок и решений, а также прогнозирования их возможных последствий.

Однако, как известно, затраты на реализацию инновационной идеи и цена ошибок существенно (на порядок) возрастают от этапа к этапу: на каждый рубль, потраченный на генерирование идеи, в среднем приходится ~10 руб. на её исследование, ~100 руб. на разработку, ~ 1000 – 10000 руб. на рыночную реализацию.

Для снижения неоправданных затрат на инновационное моделирование, выбор его методов необходимо осуществлять на основе следующих основных критериев: надёжность и точность достигаемых прогнозных оценок, необходимые затраты ресурсов (прежде всего – денег и времени), ширина обследуемой рабочей области параметров, сложность квалифицированного применения. Краткий, но содержательный очерк эволюции моделирования инноваций см. в [11].

 

 

12
5. Технология эвристики (творческого поиска инновационных идей)

Инновационный менеджмент – это управление инновационным процессом, который можно осуществить, лишь располагая продуктивной идеей инновации.

Каковы способы ее получения ?Опыт творческого решения проблемв различных областях деятельности (в частности в науке, технике, предпринимательстве) привел к формированию

return false">ссылка скрыта

технологии эвристики – совокупности методов и приемов повышения изобретательности, необходимой не только профессионалам, но и начинающим специалистам. Поэтому в ряде ВУЗов в дополнение к «ИМ» введен самостоятельный курс «Эвристики».

В данном разделе рассматриваются несколько эффективных и при этом относительно простых эвристических методов, указаны их принципы, основные правила применения, рекомендации по рациональному выбору «подходящего» метода, сведения об эволюции развития технологии эвристики (в том числе о системах компьютерной поддержке, построенных на принципе экспертных систем). На практических занятиях в процессе деловых игр приобретается личный опыт применения полученных знаний и формирования соответствующих умений, что открывает возможность существенно повысить свой профессионализм, стать более конкурентоспособным.