Финансовые пропорции

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние, является, во-первых, выполнение бизнес-плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которым подразумевают его способность вовремя возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, платить налоги (налоговые сборы).

Для определения достаточности средств компании для погашения ее обязательств используются различные показатели, раскрывающие платежеспособность с различной степенью подробности.

Наиболее распространены коэффициенты ликвидности:

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами;

- коэффициент оборачиваемости оборотных активов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) свидетельствует о финансовой возможности компании полностью расплатиться по своим обязательствам. Данный коэффициент равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

на начало 2010 года:

К1=

на конец 2010 года:

К1=

Коэффициент текущей ликвидности (K2) представляет собой характеристику общей обеспеченности компании оборотными средствами и определяется как отношение суммы находящихся в наличии оборотных средств к сумме наиболее срочных обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности:

на начало 2010 года:

К2=

на конец 2010 года:

К2=

Коэффициент обеспеченности собственными (K3) средствами характеризует наличие собственных оборотных средств компании, необходимых для ее финансовой устойчивости. Этот коэффициент определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся у компании оборотных средств.

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами:

на начало 2010 года:

К3=

на конец 2010 года:

К3= 0,39

Коэффициент оборачиваемости (К4) служит для определения тенденции оборачиваемости оборотных средств и рассчитывается как отношение выручки от реализации услуг к сумме оборотных средств компании.

 

Коэффициент оборачиваемости:

на начало 2010 года:

К4=

на конец 2010 года:

К4=

Рассчитанные коэффициенты представим в табл.38 и выведем отклонения в показателях, произошедшие за год:

 

Таблица 38

Показатели эффективности деятельности ООО «КОРУС Консалтинг»

Коэффициент На начало года На конец года Отклонение (+/-) Нормативное значение
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) 0,26 0,3 +0,04 ³0,2
Коэффициент текущей ликвидности (К2) 1,57 1,53 -0,04 ³1,5
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К3) 0,37 0,39 +0,02 ³0,1
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (К4) 1,24 1,56 +0,32 -

 

Вывод: показатели эффективности деятельности находятся близко к предельным значениям, но в норме. Динамика показателей стабильна, отклонения незначительны. Активов компании хватает для выполнения срочных обязательств, но необходимо обратить внимание на высокий уровень дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает положительную динамику, скорость оборачиваемости увеличилась (с 1,24 до 1,56) за счет большего количества реализованных проектов в 2010 году.

После кризиса 2009 года компания вновь набирает обороты и выходит на докризисный уровень 2008 года. Эффективность деятельности повышается.

 

 

Выводы

Анализ внешней среды компании и показателей ее деятельности обозначил основные проблемы, которые требуют безотлагательного решения:

1. Сильная конкуренция на рынке IT-услуг, в связи с чем необходимо принимать меры по повышению конкурентоспособности.

2. Насыщенность занятого компанией сегмента рынка (IT-услуги крупному бизнесу), необходимость искать новые сегменты и ниши.

3. Высокая текучесть рабочей силы, уход ценных высококвалифицированных кадров, что связано с низким уровнем HR-менеджмента, зарплатами ниже средних по отрасли и слабой корпоративной культурой.

4. Стабильно высокий уровень дебиторской задолженности, которая связывает собственные оборотные средства и служит причиной косвенных потерь в доходах компании.

5. Отсутствие централизованного аппарата контроля качества услуг, уровень которого особенно важен на IT-рынке с высокой конкуренцией.

6. Необходимость снижения себестоимости услуг, которое может быть достигнуто за счет масштабов деятельности.

7. Сложность использования возможностей внешней среды, в частности, выхода на рынок государственных заказов.

Выявленные проблемы подчеркивают необходимость разработки новой стратегии развития компании, которая будет предусматривать повышение конкурентоспособности организации за счет улучшения использования всех ресурсов компании, в том числе человеческих, выхода на новые сегменты рынка, повышения качества предоставляемых услуг, разработки новой маркетинговой политики. Новая стратегия должна опираться на сильные стороны компании и возможности внешней среды, что позволит ликвидировать слабые стороны и избежать возможных угроз со стороны внешней среды.