Что такое добродетель.

В книге II дается определение понятия добродетели. Добродетель – это внутреннее нравственное совершенство, вошедшее в привычку. Ее кульминация проявляется в деятельности высшей части иррациональной души, полной желаний, но сдерживаемой разумом. Это совершенство разумного желания, т.е. добродетель проявляется в нашей способности приспосабливаться к различным ситуациям:»В сфере действия и пользы нет ничего постоянного». Мы должны прилагать усилия, чтобы избежать любых излишеств или нехваток.

 

Теория золотой середины.

В книге III говорится о способе, точнее об искусстве искать и находить золотую середину. Эта середина для каждого из нас своя. Следовательно, добродетель есть добровольный выбор на основе правильного суждения того образа действий, который зависит от нас. А значит, добродетель проистекает из практической мудрости, которую благоразумный человек делает нормой жизни.Хотя целью добродетели является достижение золотой середины, но она и сама по себе – верх совершенства. Затем Аристотель исследует две конкретные добродетели: мужество и умеренность. Мужество – это золотая середина между трусостью и отчаянностью. Умеренность – это «середина в наслаждениях». Человек, по Аристотелю, должен стремиться всегда придерживаться золотой середины.

 

Частные добродетели.

В книге IV анализируются частные добродетели: щедрость, великолепие, благородство, честолюбие, мягкость, приветливость, правдивость, умеренность в играх (добродетель, которая сводится, в сущности, к уму), скромность. Например, щедрость, т.е. добродетель в денежных вопросах, должна быть «серединой между расточительностью и скупостью». Великолепие, добродетель власть имущих, есть чувство меры в расходах, середина между скудностью и вульгарной пышностью. Это искусство правильного расчета расходов, необходимых для поддержания престижа. Благородство находится посредине между тщеславием и малодушием. Благородный человек может оценить себя по справедливости. Он знает, что занимает среднюю позицию между честью и бесчестием, и ведет себя соответственно.