Музыкальный язык

Это – совокупность всех выразительных средств, применяемых в музыке (накопленных за долгое время её развития). Понятие возникло по аналогии с языком разговорным (язык – средство общения, понимания). Но – есть существенные различия: 1. Сфера музыкального языка по сравнению с разговорным ограничена – им нельзя передать абстрактные понятия, конкретное содержание и многое другое. 2. Средства музыкального языка не имеют точного значения, а лишь круг выразительных возможностей зависящий от контекста. Например, до мажорное трезвучие в тесном расположении и м.п. терции звучит по-разному в начале сонаты №3 Бетховена и его же сонаты №21 («Аврора») – различие создаёт регистр: в первом случае звонкая звучность 1 октавы, во втором – глубокий регистр большой; кроме того, в сонате №3 аккорд держится на протяжении половинной ноты (звонкая, длящаяся фанфара), а в сонате №21 повторяется в «репетициях» (взволнованность, ожидание). Даже такое специфическое средство как уменьшённый вводный септаккорд (его установившаяся семантика – «аккорд отчаянья») может по-другому звучать в условиях высокого регистра и в арпеджиато (Чайковский «Баркарола» - связка перед репризой) – как «игра воды», растворение в природной стихии.

3. Музыкальный язык хоть и имеет национальные особенности, в отличие от разговорного не требует перевода. Важнейшими средствами музыкального языка являются; мелодия, гармония, метроритм, фактура, (регистр, тембр, способ исполнения).