II. Формирование сценариев развития и видение дальнейшего развития транспорта и связи в Краснодарском крае
При формировании стратегии развития отраслей транспорта и связи рассматриваются следующие сценарии развития:
-инерционный, предполагающий сохранение умеренной консервативной динамики развития;
-инвестиционный, предполагающий ускорение темпов экономического роста на основе максимального использования инвестиционного потенциала транспортного комплекса и связи;
-инновационный, предполагающий развитие на базе новых современных технологий.
Выработка предпочтительного варианта опирается на анализ социально-экономического развития транспорта и связи, а также проведенный SWOT- анализ с выявлением сильных сторон и конкурентных преимуществ отраслей транспорта и связи. Определение потенциальных возможностей развития отраслей позволяет выбрать инвестиционный и инновационный типы развития, обеспечивающие количественное наращивание объемов выполняемых работ и услуг за счет привлечения инвестиций и качественную модернизацию используемых технологий.
Выгодное географическое положение Краснодарского края, обеспечивающее кратчайшее водное сообщение между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива, наличие разветвленной сети железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных магистралей, портов, пристаней, аэропортов, других объектов инженерной инфраструктуры обеспечивает инвестиционную привлекательность транспортного комплекса края. С целью реализации конкурентных преимуществ отраслей в сфере транспортировки внешнеэкономических грузов предполагается направление инвестиционных средств на реализацию крупных проектов в сфере развития морских портов, железнодорожных подходов к ним.
Развитие санаторно-курортного комплекса Азово-Черноморского побережья Краснодарского края позволяет уже сейчас реализовать и планировать к дальнейшей реализации инвестиционные проекты в сфере развития воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта, имеются проекты по возрождению морских пассажирских перевозок.
В сфере телекоммуникационных услуг стремительно меняется лицо средств коммуникаций. Идет интенсивное развитие и внедрение современных технологий, которые позволяют вывести на качественно новый уровень средства связи как на корпоративном уровне, так и среди массового населения. Наиболее прогнозируемый и успешный путь развития отрасли – инновационный. Перед отраслью стоит задача эффективности вложения средств с целью приобретения конкурентных преимуществ. Эффективное развитие рынка услуг почтовой связи предполагает модернизацию инфраструктуры и внедрение новых технологий оказания услуг.
Дифференциация различных путей развития представлена в таблице:
Динамика развития транспортной отрасли Краснодарского края по инвестиционному и инерционному сценариям
показатели | ед. изм. | 2005г. | 2006г. | Темпы роста 2006г. к 2005г., % | Инвестиционный + инновационный сценарий | Инерционный сценарий | |||
2020г. | Темпы роста 2020г. к 2006г. | 2020г. | Темпы роста 2020г. к 2006г. | ||||||
водный транспорт | грузооборот портов (без КТК) | млн. т | 116,5 | 192% | 116% | ||||
морские перевозки грузов | млн. т | 1,5 | 1,6 | 106,6 | 625% | 400% | |||
морские перевозки пассажиров | тыс. пасс. | 200% | 164% | ||||||
ж/д транспорт | Перевозка (отправление) грузов | млн. т | 27,5 | 30,4 | 63,6 | 209% | 42,7 | 155% | |
Перевозка (отправление) пассажиров | млн. чел. | 16,7 | 18,3 | 39,6 | 216% | 26,7 | 160% | ||
Грузооборот | млн. т-км. | 27,6 | 29,2 | 164% | 123% | ||||
Пассажирооборот всего | млн. пасс-км. | 9905,2 | 187% | 135% | |||||
авиа | Перевозка пассажиров | млн.чел | 0,5 | 0,56 | 0,8 | 143% | 0,6 | 120% | |
Пассажирооборот | млн. пасс-км | 101,8 | 1119,2 | 138% | 980,6 | 123% | |||
автотранспорт | Перевозка грузов | млн. тн | 9,3 | 10,2 | 109,7 | 235% | 17,8 | 191% | |
Перевозка пассажиров | млн. чел. | 253,2 | 245,9 | 97,1 | 298,2 | 121% | 255,5 | 101% | |
Грузооборот | млрд. тн-км | 1,6 | 2,1 | 131,3 | 5,1 | 243% | 3,5 | 219% | |
Пассажирооборот | млн. пасс-км | 3877,2 | 120% | 111% |
Динамика развития связи Краснодарского края по инвестиционному и инерционному сценариям
№ | Показатели | Ед.изм. | 2005 год | 2006 год | Темп роста 2006г к 2005г. в % | Инвестиционный + инновационный сценарий | Инерционный сценарий | ||
2020 год | Темп роста 2020г. к 2005г. в % | 2020 год | Темп роста 2020г. к 2005г. в % | ||||||
Количество основных телефонов, тыс. шт. | тыс. шт. | 157% | 121% | ||||||
2. | Телефонная плотность на 100 жителей | Шт. | 25,5 | 25,7 | 157% | 32,1 | 126% | ||
3. | Количество сотовых телефонов | тыс. шт. | 132% | 118% | |||||
4. | Плотность сотовых телефонов на 100 жителей | Шт. | 113% | 132% | 121% | ||||
5. | Количество пользователей Интернет | тыс. | 345% | 216% | |||||
в том числе ШПД | тыс. | в 2 раза | в 210 раз | в 50 раз | |||||
6. | Плотность пользователей Интернет на 100 жителей | 11,6 | 13,4 | 345% | 250% | ||||
7. | Объем услуг связи | млрд. руб. | 19,5 | 22,7 | 75,5 | 387% | 44,5 | 228% | |
8. | Налоговые поступления в консолидированный бюджет | млрд. руб. | 2,5 | 6,8 | 340% | 4,5 | 225% |