Социальная и экологическая ответственность руководителя

Системный подход при формировании социальной ответственности базируется на двух способах представления социальной действительности:

• многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по до­
ходу, интересам, образованию;

• набор областей горизонтальной общественной жизни, в которых
принимаются решение: экономика, политика, нравственность,
сферы искусства и др. Решение, принимаемое в каждой области,
влияет на уровень жизни населения. Так, политические, экономи­ческие и другие решения могут увеличить или уменьшить количе­ство состоятельных и малообеспеченных граждан, граждан средне­го достатка.

Сочетания вертикального и горизонтального разделения общест­венной жизни позволяют строить серию матриц для оценки и контроля социальной ответственности при реализации решений. Каждая матри­ца фиксирует текущее состояние благосостояние населения. На рис. 9,2 приведен характер изменения текущего состояния от трех решений, принятых в области экономики, политики и права. По изменению этих состояний и судят о социальной ответственности лиц, реализовавших решение.





 

Этапы могут идти последовательно друг за другом (рис. 9.3), парал­лельно и смешанно.

Проявление ответственности личности зависят от объектно-субъ­ектных отношений и ряда параметров передачи или выполнения зада­ния (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Параметры, влияющие на полноту проявления ответственности личности


 


При игнорировании приведенных параметров личность может ока­заться игрушкой в руках безответственных руководителей. Характерными чертами характера, придающими личности ответст­венность, являются: точность, пунктуальность, верность, честность, справедливость, принципиальность. Данные черты характера могут проявляться при условии развитых способностей к сопереживанию, чуткости к чужой беде и радости. Социальная и экологическая ответственность реализуется в форме замечаний, осуждений, изменения, выполнения предписанных дейст­вий, изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявлении о его несоответствии должнос­ти по общечеловеческим или экологическим соображениям. Социальная ответственность Многосторонний характер деятельности человека порождает раз­личные виды ответственности: за техническое состояние какого-либо объекта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной территории, за результаты деятельности подчиненных людей и т.д. (рис. 9.4).

Рис. 9.2. Матрица одного из срезов общества для оценки социальной от­ветственности (н — начальное состояние разделения по доходу, к — конечное состояние)

Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности, наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности — это приобретаемая черта характера за счет воспитания и учета моральных норм общества. Развитие ответственности личности включает два эта­па: овладение практическими правилами и осознание правил. Первый этап включает четыре следующие друг за другом стадии:

1. Следование правилам своего «Я» (унаследованным или ранее при­
обретенным).

2. Включение приемлемых правил, принятых в ближайшем окружении
людей (в производственном коллективе, неформальном объединении).

3. Использование преимущественно кооперативных правил.

4. Полное подчинение кооперативным правилам.

 

Рис. 9.3. Последовательная схема формирования ответственности Второй этап включает три стадии:

1. Механистическое восприятие правил (так всегда было и будет).

2. Правила связываются с общественными, культурными, научными
и другими авторитетами страны или мира.

3. Правила связывают с конкретной общественно-политической и
нравственной обстановкой, понимают возможность их изменения,
ликвидации или возникновения новых.


За порученное руководителем дело

возможность личности выпол­нить задание;

текущая способность личности пониматьзадание; полнота наличия у личности ре­сурсовдля выполнения задания;

способность личности справ­лятьсяс возмущающими (ме­шающими) воздействиями;

заданная степень ответствен­ности личности (полная, час­тичная или полное освобожде­ние от ответственности) за результатывыполнения или не­выполнения задания


За выданное подчиненному задание

возможность личности выдатьза­дание;

текущая способность личности формулироватьзадание;

наличие прав и ответственностина выдачу задания;

способность личности предотвра­титьвозмущающие (мешающие) воздействия;

заданная степень ответственности личности (полная, частичная или полное освобождение от ответст­венности) за условиявыполнения или невыполнения задания



 



Рис. 9.4. Объекты и характер социальной ответственности Социальная ответственность возникает при выполнении служеб­ных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может служить «Клятва Гиппократа», которая является общепринятой нормой социальной ответственности для вра­чей перед пациентами. Социальная ответственность может быть инди­видуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с ре­ализацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей (рис. 9.5).

 

К социальным целям компании относятся: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, достойное пенсионное обеспечение, формирование условий для развития личности.

Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, создавая компанию, большинство учредителей думает прежде всего о реализации своих соб­ственных интересов. Для этого они приобретают оборудование, нани­мают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей про­дукции. Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых компаний и са­ми не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводствен­ными (институциональными) связями или не придают этому большое значение. Так, местные политические лидеры и функционеры видят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благо­творительные фонды рассчитывают на компанию как на потенциаль­ного спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шиш­ки на живой сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все


дерево, то может засохнуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она, в конце концов, упадет раньше срока.

Осознание необходимой сопричастности компании с окружающей средой является важнейшей составной частью профессионального уп­равления. Эта сопричастность трактуется в управленческой литературе как социальная ответственность компании и руководителя. Социаль­ная ответственность хорошо представляется известным лозунгом «Ду­май о себе и помни о России».

Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений. Эта ответственность реализуется в конкретных делах компании и руководителя, направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их се­мей и социально незащищенных групп населения. Эта помощь может ре­ализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов, продажи товаров по понижен­ным ценам, производства экологически чистой продукции, установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде — это благотворительные взносы, поддержка со­циальных инициатив других компаний или государства и др.

На практике иногда социальная ответственность является вторич­ной по отношению к благосостоянию компании. Их девиз — «Сначала преуспевание, а потом благотворительность».

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основ­ных целях компании. Если основная цель компании направлена на мак­симальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и кли­ентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интере­сах учредителей, то это означает минимальную социальную ответствен­ность компании. При этом руководители компании будут сильно огра­ничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности являются: широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность. На­пример, техническую безопасность, своевременную оплату труда, со­циальную справедливость и др.

Временной интервал — это период устойчивого внимания и конкрет­ных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заяв­ленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок. Например, на период выполнения определенного задания.


 


Придаваемое значение — это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных забо­леваний руководство компании решило закупить технологию, в кото­рой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса ре­шили «заморозить».

Вовлеченность персонала —- это уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существует два основных варианта ре­ализации социальных целей:

• за счет формирования отдельных коллективов в составе компании
для их профессионального выполнения;

• за счет участия всего коллектива компании на общественных нача­лах во внеурочное время для их выполнения.