ТЕМА 14 - МЕДИЦИНА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Цели: изучить особенности становления советского здравоохранения и ведущих клинических школ.
Основные термины и понятия:принципы советского здравоохранения, государственный характер здравоохранения, профилактическая направленность, показатели общественного здоровья, ресурсы здравоохранения, Народный комиссариат здравоохранения, нарком здравоохранения, героизм медиков в годы Великой Отечественной войны.
Вопросы к занятию.
1. Этапы становления и особенности советского здравоохранения. Роль Н.А.Семашко и З.П.Соловьева в разработке теоретических основ и принципов советского здравоохранения.
2. Развитие советской теоретической медицины: анатомии, физиологии, гистологии и др. наук.
3. Ведущие советские клинические школы и их достижения. Ведущие терапевтические школы советского периода (М. П. Кончаловский, Н. Д. Стражеско, Г. Ф. Ланг, В.П.Образцов, П. Е. Лукомский, Е.И.Чазов и др.).
4. Ведущие хирургические школы советского периода (Н.Н.Бурденко, С.П.Федоров, А.В.Вишневский, А.Н.Бакулев, С.С.Юдин и др.).
5. Особенности и достижения педиатрии советского периода (А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский и др.).
6. Основные тенденции развития российской медицины на современном этапе.
Вопросы для самоконтроля
1.Оцените уровень развития российской медицины на рубеже 19 - 20 веков используя 5 –бальную шкалу. Аргументируйте свою точку зрения.
Основные характеристики | Кол-во баллов | Аргументация |
Развитие медицинской науки | ||
Состояние медицинского образования | ||
Медицинская помощь крестьянству | ||
Городская и фабрично-заводская медицина | ||
Страховая медицина | ||
Развитие общественной медицины | ||
Элементы государственной медицины | ||
Наличие единой системы здравоохранения и санитарного контроля | ||
Профилактика заболеваний | ||
Медицинская статистика |
2.Докажите, что перед Великой Отечественной войной в СССР действительно была построена первая в мире государственная система здравоохранения и выполнены все задачи Первого съезда медико-санитарных отделов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Принципы советского здравоохранения | Их практическая реализация |
3.Приведите примеры самопожертвования медиков в годы Великой отечественной войны.
4. В нижеприведённом тексте найдите две ошибки.
«Переливание крови получило в СССР самое широкое применение и развитие. Изучение переливания крови как метода лечения было представлено в русской медицинской науке уже в первой половине 19 века трудами Н.И. Пирогова. Начиная с открытия в 1946 году Института переливания крови, организованного А.А. Богдановым, переливание крови получило не только практическое применение, но и научно-теоретическую разработку. Особое значение приобрело переливание крови в годы Великой Отечественной войны. Крупным успехом советской науки явилось освоение переливания консервированной крови, трупной крови (этот метод был разработан и впервые применён П.К. Анохиным), плацентарной крови, а также применение сухой плазмы, введение кровезаменителей, противошоковых жидкостей».
5. Назовите основоположников отечественных клинических школ советского периода и укажите основные направления их деятельности.
Школы | Основоположники | Основные направления деятельности |
Хирургические | ||
Терапевтические | ||
Педиатрические | ||
Школы инфекционистов |
Литература:
1. БМЭ
2. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994. С. 326 – 345.
3. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1981. Мультановский М.П. История медицины. М., 1961, гл. 17, с. 318-321, гл. 18, с. 327-344.
4. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.
5. Лекционный материал.