ТЕМА 14 - МЕДИЦИНА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Цели: изучить особенности становления советского здраво­охранения и ведущих клинических школ.

Основные термины и понятия:принципы советского здравоохранения, государственный характер здравоохранения, профилактическая направленность, показатели общественного здоровья, ресурсы здравоохранения, Народный комиссариат здравоохранения, нарком здравоохранения, героизм медиков в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы к занятию.

1. Этапы становления и особенности советского здравоохранения. Роль Н.А.Семашко и З.П.Соловьева в разработке теоретических основ и принципов советского здравоохранения.

2. Развитие советской теоретической медицины: анатомии, физиоло­гии, гистологии и др. наук.

3. Ведущие советские клинические школы и их достижения. Ведущие терапевтические школы советского периода (М. П. Кончаловский, Н. Д. Стражеско, Г. Ф. Ланг, В.П.Об­разцов, П. Е. Лукомский, Е.И.Чазов и др.).

4. Ведущие хирургические школы советского периода (Н.Н.Бурденко, С.П.Федоров, А.В.Вишневский, А.Н.Бакулев, С.С.Юдин и др.).

5. Особенности и достижения педиатрии советского периода (А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский и др.).

6. Основные тенденции развития российской медицины на современном этапе.

Вопросы для самоконтроля

1.Оцените уровень развития российской медицины на рубеже 19 - 20 веков используя 5 –бальную шкалу. Аргументируйте свою точку зрения.

Основные характеристики Кол-во баллов Аргументация
Развитие медицинской науки    
Состояние медицинского образования    
Медицинская помощь крестьянству    
Городская и фабрично-заводская медицина    
Страховая медицина    
Развитие общественной медицины    
Элементы государственной медицины    
Наличие единой системы здравоохранения и санитарного контроля    
Профилактика заболеваний    
Медицинская статистика    

2.Докажите, что перед Великой Отечественной войной в СССР действительно была построена первая в мире государственная система здравоохранения и выполнены все задачи Первого съезда медико-санитарных отделов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Принципы советского здравоохранения Их практическая реализация
   
   
   
   
   

3.Приведите примеры самопожертвования медиков в годы Великой отечественной войны.

 

4. В нижеприведённом тексте найдите две ошибки.

«Переливание крови получило в СССР самое широкое применение и развитие. Изучение переливания крови как метода лечения было представлено в русской медицинской науке уже в первой половине 19 века трудами Н.И. Пирогова. Начиная с открытия в 1946 году Института переливания крови, организованного А.А. Богдановым, переливание крови получило не только практическое применение, но и научно-теоретическую разработку. Особое значение приобрело переливание крови в годы Великой Отечественной войны. Крупным успехом советской науки явилось освоение переливания консервированной крови, трупной крови (этот метод был разработан и впервые применён П.К. Анохиным), плацентарной крови, а также применение сухой плазмы, введение кровезаменителей, противошоковых жидкостей».

 

5. Назовите основоположников отечественных клинических школ советского периода и укажите основные направления их деятельности.

Школы Основоположники Основные направления деятельности
Хирургические      
Терапевтические    
Педиатрические      
Школы инфекционистов      

 

Литература:

1. БМЭ

2. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994. С. 326 – 345.

3. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1981. Мультановский М.П. История медицины. М., 1961, гл. 17, с. 318-321, гл. 18, с. 327-344.

4. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.

5. Лекционный материал.