Санитарный бюллетень

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:


• собеседование;
• групповые дискуссии;
• лекции;
• тематические вечера;
• вечера вопросов и ответов;
• беседы за круглым столом;

• устные журналы;
• школы здоровья;
• публикации в прессе;
• конференции,
широко использует и методы наглядной агитации:
• стенгазеты;
• санбюллетени;
• выставки и уголки здоровья;
• книжные выставки.


Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень— это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.
Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.
Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.
Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.
Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.
В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

В санитарном просвещении применяются три основных метода пропаганды — устный, печатный и наглядный, а также их комбинация.Наибольшее распространение в практике санитарного просвещения получил метод устной пропаганды — чтение лекций, проведение бесед — коллективных и индивидуальных, организация вечеров вопросов и ответов. Пропаганда санитарных знаний в печати также имеет широкое распространение: выпускаются листовки, брошюры, книги санпросвет содержания. Большими тиражами издаются научно-популярные журналы, значительное место уделяют санитарной пропаганде и методике ее проведения журналы «Фельдшер и акушерка», «Медицинская сестра», «Советский Красный Крест». В газетах часто печатаются статьи санпросвет содержания, касающиеся профилактики заболеваний или гигиенических проблем. Из средств наглядного метода пропаганды наибольшее распространение имеют плакаты, выставки, передвижные выставки на автомобиле («санитарно-агитационный автомобиль») с демонстрацией кинофильмов санпросвет характера.
Все шире входят в практику санитарного просвещения передачи по радио, телевидению на различные темы здравоохранения и медицинской науки. Создаются многочисленные полнометражные и короткометражные фильмы, посвященные санпросвет тематике. При проведении санпросвет работы с населением следует иметь в виду возможность возникновения ятрогенных заболеваний (см.) и самолечения. В этих целях рекомендуется сводить к минимуму сообщение населению сведений о диагностике, клинике, прогнозе и лечении отдельных заболеваний.

Практическая помощь в виде консультирования также может потребоваться пациенту при выборе новых практических навыков. В данном случае медсестра может наблюдать со стороны,как пациент выполняет тот или иной навык. На сложных этапах выработки навыка медицинская сестра оказывает необходимую помощь.
Консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. П. к. можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. П. к. помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий.

Этапы проведения Консультирования включают:

а) установление консультантом психологического контакта с клиентом;

б) предоставление клиенту возможности выговориться;

в) предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;

г) совместная с клиентом переформулировка его проблемы;

д) заключение контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента);

е) формирование альтернатив решения проблемы;

ж) выбор оптимального с точки зрения пациента решения;

з) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения;

и) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.

Консультирование может быть проведено в течение одной встречи (продолжающейся 2—3 часа) или в течение 2—5 встреч (по 1 часу с интервалами от одного дня до 2—3 недель).

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.