ТЕКСТ 25

 

сахасра-ширасам сакшад йам анантам прачакшате

санкаршанакхйам пурушам бхутендрийа-маномайам

 

сахасра-ширасам - с тысячью головами; сакшат - непосредственно; йам - которого; анантам - Анантой; прачакшате - называют; санкаршана-акхйам - по имени Санкаршана; пурушам - Верховная Личность Бога; бхута - грубые элементы; индрийа - чувства; манах-майам - состоящий из ума.

 

Троякая аханкара, источник грубых элементов, чувств и ума, неотлична от них самих, ибо служит их причиной. Аханкару называют Санкаршаной, который является не кем иным, как тысячеголовым Господом Анантой.

ТЕКСТ 26

 

картритвам каранатвам ча карйатвам чети лакшанам

шанта-гхора-виму€хатвам ити ва сйад аханкритех

 

картритвам - являясь деятелем; каранатвам - будучи инструментом; ча - и; карйатвам - являясь результатом; ча - также; ити - так; лакшанам - характерный признак; шанта - спокойным; гхора - активным; виму€хатвам - пассивным; ити - так; ва - или; сйат - может быть; аханкритех - ложного эго.

 

Это ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и ее результат. При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун - благость, страсть или невежество - оказывает на него свое влияние.

 

КОММЕНТАРИЙ: Аханкара, или ложное эго, трансформируется в полубогов, управляющих деятельностью материальной вселенной. Как инструмент ложное эго проявляет себя в виде различных чувств и органов чувств; полубоги и чувства, соединяясь друг с другом, производят материальные объекты. Существа, живущие в материальном мире, производят множество различных вещей, называя это прогрессом человеческой цивилизации, но на самом деле подобный прогресс - не что иное, как проявление ложного эго. Все материальные вещи и предметы создаются ложным эго и предназначены для удовлетворения чувств. Мы должны прекратить искусственно раздувать свои потребности в материальных вещах. Великий ачарья, Нароттама дас Тхакур, сокрушался о том, что, лишаясь чистого сознания Васудевы, или сознания Кришны, человек запутывается в сетях материальной деятельности. Он говорил: сат- санга чха€и' каину асате виласа/те-каране лагила йе карма-бандха-пханса - «желая наслаждаться бренным материальным миром, я утратил чистое сознание и запутался в сетях действий и их последствий».