Тема 2. Воспитание как система
1.Дайте определение понятия «воспитательная система».
2.Перечислите и охарактеризуйте структурные компоненты воспитательной системы и этапы ее становления и развития.
3.Как рождается воспитательная система? Чем она «питается» пока живет? Почему «умирает»? Что ее разрушает? Что не позволяет «восстать из пепла»?
4.Какие требования предъявляются к воспитательной системе с позиции модернизации образования?
5.Как осуществляется управление воспитательной системой?
6.Назовите критерии эффективности воспитательной системы.
Задания:
1.Ознакомьтесь с воспитательными системами Л.Н. Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, Р. Штайнера, А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, М. Монтесори, В.А. Караковского и др. Проведите сравнительный анализ воспитательных систем по алгоритму:
• автор воспитательной системы, концепции воспитания;
• цели воспитательной системы;
• структура и содержание воспитательной системы;
• особенности деятельности педагога/воспитателя, методы воспитательной работы;
• особенности деятельности воспитанников;
• особенности взаимодействия внутри системы, особенности взаимодействия с окружающей средой.
2.Выберите воспитательную систему и сделайте ее презентацию c использованием программы «PowerPoint» в аудитории.
Требования к оформлению презентации:
1.Требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.
2.Требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.