Уровни методического мастерства
Учитель иноязычной культуры.
План:
0. схема: из че6го состоит методическое мастерство и культура учителя
1. Уровень методической грамотности
2. Уровень методического ремесла
3. Уровень методического мастерства
1.
Чтобы определить уровни профессионализма будущего учителя обратимся к следующей схемеиз книги «Учитель иноязычной культуры. Мастерсво и личность» Пассова, Кузовлева, Царьковой.
Уровень методической грамотности включает в себя знания, которые необходимы учителю для успешного осуществления своей деятельности. Эти знания должны быть а) адекватным отражением в сознании реальной действительности (научные, закономерности в виде понятий, суждений, теорий); б) системными (поступающими систематически, образовывающими разрастающуюся систему, позволяющую постоянно самосовершенствоваться и совершенствовать педпроцесс.).
Уровень грамотности определяют знания:
- о том, что представляет собой профессия учителя иноязычной культуры;
- об иностранном языке как предмете;
- об ученике как субъекте учебной деятельности;
- о методике обучения иноязычной культуре;
- о формировании основных навыков и умений;
- о планировании урока иностранного языка и его технологии;
- о педагогическом общении;
- о контроле в обучении;
- о технических средствах обучения;
- о нормативных документах;
- т.д.
2.
Уровень методического ремесла представляет собой уже сложившуюся систему методических навыков учителя, а точнее методических приемов, доведенных до уровня навыка. Не поняв сути приема, учитель никогда не сможет овладеть уровнем ремесла (здесь имеется необходимость в раскрытии понятия Прием и всех его компонентов в вкратце). Вся преподавательская деятельность состоит из приемов преподавания, а учебная в свою очередь – из приемов учения. Они различаются лишь исполнителями и направленностью, суть одинаковая.
Когда учитель владеет методическими приемами, он может сам подбирать прием, адекватный цели обучения в конкретных условиях. В этом заложено творчество учителя, его собственный подход к ситуациям обучения, которые бесконечно разнообразны.
3.
Уровень методического мастерства подразумевает, что каждый учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Даже если он обладает глубокими научными знаниями, прекрасно владеет языком, но не владеет методическим мастерством, т.е. не может научить других, то лучше ему работать переводчиком или научным работником. Предрассудки: высокий уровень владения языком достаточен, чтобы стать хорошим учителем; преподавание – искусство, а не наука, не надо учиться, дано от Бога; главное личность, а как она обучает – неважно.
Кинорежиссер А.С.Герасимов сказал: «Это же великое наслаждение, когда ты трудишься, когда владеешь своим делом». Вот что означает мастерство. Оно порождает уважение и самоуважение. Процесс становления мастерства зависит от:
1) наличия и состояния уровня грамотности,
2) наличия определенных индивидуальных качеств учителя.
Итак, методическое мастерство есть психическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов присвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально осуществлять мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.
(Пассов, Кузовлев, Царoindex>