II. Права и Обязанности.
Международная школьная Конституция
В 1999 году был объявлен международный проект «Детское управление школой», в котором принимали участие представители школ Голландии, Украины и России. Целью данного проекта является создание такого правового документа, как Международная школьная конституция, и на ее основе реализация в действии правового пространства для учащихся в школе.
Конституция должна включать в себя общие понятия (права и обязанности) и является основным законом для школы. В перспективе она могла быть принята школами и изменена в соответствии с их требованиями и нуждами.
В Международной школьной конституции подчеркивается важность создания Школьных Советов, как органов общественного самоуправления, куда входят представители от педагогов, учеников и родителей. Это дает всем возможность участвовать и отстаивать свои интересы в управлении всей жизнью школы.
Ниже приводится текст проекта «Международная школьная конституция».
Международная школьная конституция
Мы - ученики школ России, Голландии и Украины собрались вместе и, следуя принципам демократии, создали проект Международной конституции для демократической школы.
I. Вступление.
1.1. Эта Конституция является основным законом для гимназии. Она основывается на Конвенции о правах ребёнка ООН, а также на Конституции РФ. Эта Конституция должна поддерживаться взаимным уважением всех людей в гимназии.
1.2. В данной Конституции мы используем следующие понятия:
- Право - это возможность осуществления чьих-либо желаний, нужд и свобод, если они не противоречат интересам других людей или законам Конституции страны.
- Обязанность - это необходимость, которая нужна для того, чтобы сделать все возможное для обеспечения условий, когда каждый может воспользоваться своими правами. Обязанность - это правила, которым все должны подчиняться.
1.3. Эта Конституция предназначена для людей, занятых в школьной жизни.
1.4. Цель данной Конституции - создание лучших условий школьной жизни для всех, кто в ней участвует.
II. Права и Обязанности.
2.1. Вступление. Мы создаём права и обязанности для того, чтобы:
- создать порядок и предотвратить хаос;
- создать порядок и безопасность в школе;
- люди в школе чувствовали себя счастливыми;
- каждый знал и понимал свои права и обязанности, а также пределы своим вольностям;
- основать демократию в школе.
2.2. Права учеников.Каждый ученик имеет право:
- выбирать школу;
- выражать свое мнение;
- выбирать факультативы;
- выбирать кружки, секции;
- участвовать в выборе учителей для класса;
- писать одну контрольную в день;
- уходить с урока со звонком на перемену;
- получать объяснения своим оценкам;
- исправлять оценки в течение недели;
- подавать обоснованную жалобу в независимую Конфликтную комиссию;
- выбирать учеников в Школьную Думу, Совет гимназии;
- создавать творческие объединения для реализации своих интересов.
2.3. Обязанности учеников.Каждый ученик обязан:
- быть вежливым и хорошо себя вести;
- учиться хорошо;
- подчиняться решениям органов самоуправления в школе;
- не опаздывать на уроки;
- брать все необходимое для уроков в школу;
- записывать и выполнять домашнее задание;
- поддерживать в школе чистоту и порядок, не допускать порчу школьного имущества;
- участвовать в школьных мероприятиях.
2.4. Ученик не имеет права:
- унижать личное достоинство учителя и другого ученика, оскорблять его действием или словом;
- употреблять, распространять, хранить алкогольные и наркотические вещества;
- курить на территории гимназии во время учебно-воспитательного процесса;
- злоупотреблять доверием учителя, сознательно вводить его в заблуждение.
2.5. Учитель не имеет права:
- использовать оценку для наказания ученика;
- злоупотреблять доверием ученика, сознательно вводить его в заблуждение;
- использовать семью для наказания ученика;
- отказать в получении объяснения оценки ученику.