Проверка домашнего задания (2-12 мин)

I. Обучающие.


-развитие умений находить орфограммы – буквы согласных по опознавательным признакам

-разграничивать разные виды орфограмм – букв согласных

-правильно писать слова с орфограммами – проверяемыми и непроверяемыми буквами согласных и буквами непроизносимых согласных в корне слова

-графически обозначать орфограммы и их опознавательные признаки.


II. Развивающие

- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие логического мышления;

-навыки самостоятельной и коллективной работы;


III. Воспитательные.

- воспитание любви к родному языку;
- повышение культурного уровня учащихся.

 

Ход урока:

Организационный момент. Приветственное слово учителя (1,5-2 мин)

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (все предметы на парте), выявление отсутствующих.

Проверка домашнего задания (2-12 мин)

К данным прилагательным подберите антонимы с орфограммами- проверяемыми согласными в корне слова и запишите проверочные слова к ним.

Далекий, частый, жесткий, тяжелый, смелый

Обозначьте орфограммы и их опознавательные признаки.

 

Вопросы по домашнему заданию: какие антонимы вы подобрали? (близкий, редкий, мягкий, легкий, робкий) Как проверочные слова помогают нам проверить орфограмму? (с помощью гласной слышим непроизносимую согласную)

 

Таким образом дети сами учатся выявлять проверяемые и непроверяемые согласные и гласные в корне слова.

3. Введение в тему урока с последующим формулированием темы учениками (12-25 мин)

 

Запись слов по диктовку:

Близкий, вестник, редкий, окрестность, матч, мягкий, лёгкий, терраса, праздник, робкий, вокзал.

 

Вопросы учителя:

– Как можно их сгруппировать?

– Запишите слова в три столбика в зависимости от орфограммы – буквы согласного в корне.

– Назовите эти орфограммы. (Буквы проверяемых согласных в корне, буквы непроверяемых согласных в корне, буквы непроизносимых согласных.)

– В чём особенность слов первого столбика? Где вы с ними встречались? (Это слова из домашнего задания)

– Проведите самопроверку (обмен тетрадями):

близкий вестник матч

редкий окрестность терраса

мягкий праздник вокзал

лёгкий

робкий

 

– Какой общий опознавательный признак у всех орфограмм – букв согласных? (Стечение согласных.)

– Вспомните орфографические правила, которые помогают выбрать правильные написания.

– Проверьте себя, прочитав правила в учебнике.

– Есть ли в этих правилах что­то общее? (Да, это правила о проверяемых буквах и буквах непроизносимых согласных, которые имеют одинаковый способ проверки.)

– Сформулируйте тему урока на основе выполненной работы.

 

На этом этапе формируется навык самостоятельной работы, дети рефлексируют на тему пройденного материала, учатся осознавать новый в контексте данного, закрепляются навыки из домашней работы

 

4. Закрепление изученного (25-40 мин).

 

1.Прочитайте текст. Над чем шутит автор стихотворения?

 

 

А вы знаете от какого слова происходит «праздник»? Задумайтесь над смыслом слова, что делают в праздник? – отдыхают. Проводят время праздно, ничего не делая, это время свободное, то есть порожное. Сколько в этом слове звуков и букв? А раньше в этом слове были еще буквы, гласные, которые не произносились (редуцированные, написать слово на доске праздьнъ), потом они выпали, а согласные стали непроизносимыми.

 

2. Вместе с учителем делаем упражнение из учебника:

 

Повязка, звездный, местный, подружка, лестница, резкий, интересный, солнце, улыбка, счастливый, дерзкий, сердце, здравствуй, скользкий, шефский, честный, устный, прелестный, чувствовать, участвовать

Запишите слова в две колонки (проверяемые согласные в корне слова/непроизносимые согласные в корне слова), какие слова не вошли ни в одну колонку? Почему?

 

Комментарий учителя:

– Обратите внимание на слова 2­й колонки, в которых нет непроизносимого согласного звука, и, следовательно, на письме его обозначать не надо. (Интересный, участвовать.)

– Как вы нашли эти слова? (Подобрали проверочные: интересен; участие.)

– Приведите свои примеры.

 

С помощью этого задания дети учатся самостоятельно разграничивать орфограммы с согласными в корне.

 

3. Самостоятельная работа с учебником.

 

Прочитайте этот текст. Что нового вы узнали?

– Когда может пригодиться знание того, что слова искусный, искусство и искус исторически однокоренные? (Поможет проверить написание одной и двух букв с, отсутствие непроизносимого согласного в слове искусный, уточнить смысл слова.)

– Выполните разбор однокоренных слов: искус, искусный, искусство.

 

В этом задании осмысливается информация о происхождении и строении слов искусный, искусство, этимологическая связь их со словом искус, помогающие запомнить написание слов искусный (с одной буквой с и без буквы непроизносимого согласного т) и искусство (с двумя буквами с).