Проверка домашнего задания (2-12 мин)
I. Обучающие.
-развитие умений находить орфограммы – буквы согласных по опознавательным признакам
-разграничивать разные виды орфограмм – букв согласных
-правильно писать слова с орфограммами – проверяемыми и непроверяемыми буквами согласных и буквами непроизносимых согласных в корне слова
-графически обозначать орфограммы и их опознавательные признаки.
II. Развивающие
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие логического мышления;
-навыки самостоятельной и коллективной работы;
III. Воспитательные.
- воспитание любви к родному языку;
- повышение культурного уровня учащихся.
Ход урока:
Организационный момент. Приветственное слово учителя (1,5-2 мин)
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (все предметы на парте), выявление отсутствующих.
Проверка домашнего задания (2-12 мин)
К данным прилагательным подберите антонимы с орфограммами- проверяемыми согласными в корне слова и запишите проверочные слова к ним.
Далекий, частый, жесткий, тяжелый, смелый
Обозначьте орфограммы и их опознавательные признаки.
Вопросы по домашнему заданию: какие антонимы вы подобрали? (близкий, редкий, мягкий, легкий, робкий) Как проверочные слова помогают нам проверить орфограмму? (с помощью гласной слышим непроизносимую согласную)
Таким образом дети сами учатся выявлять проверяемые и непроверяемые согласные и гласные в корне слова.
3. Введение в тему урока с последующим формулированием темы учениками (12-25 мин)
Запись слов по диктовку:
Близкий, вестник, редкий, окрестность, матч, мягкий, лёгкий, терраса, праздник, робкий, вокзал.
Вопросы учителя:
– Как можно их сгруппировать?
– Запишите слова в три столбика в зависимости от орфограммы – буквы согласного в корне.
– Назовите эти орфограммы. (Буквы проверяемых согласных в корне, буквы непроверяемых согласных в корне, буквы непроизносимых согласных.)
– В чём особенность слов первого столбика? Где вы с ними встречались? (Это слова из домашнего задания)
– Проведите самопроверку (обмен тетрадями):
близкий вестник матч
редкий окрестность терраса
мягкий праздник вокзал
лёгкий
робкий
– Какой общий опознавательный признак у всех орфограмм – букв согласных? (Стечение согласных.)
– Вспомните орфографические правила, которые помогают выбрать правильные написания.
– Проверьте себя, прочитав правила в учебнике.
– Есть ли в этих правилах чтото общее? (Да, это правила о проверяемых буквах и буквах непроизносимых согласных, которые имеют одинаковый способ проверки.)
– Сформулируйте тему урока на основе выполненной работы.
На этом этапе формируется навык самостоятельной работы, дети рефлексируют на тему пройденного материала, учатся осознавать новый в контексте данного, закрепляются навыки из домашней работы
4. Закрепление изученного (25-40 мин).
1.Прочитайте текст. Над чем шутит автор стихотворения?
А вы знаете от какого слова происходит «праздник»? Задумайтесь над смыслом слова, что делают в праздник? – отдыхают. Проводят время праздно, ничего не делая, это время свободное, то есть порожное. Сколько в этом слове звуков и букв? А раньше в этом слове были еще буквы, гласные, которые не произносились (редуцированные, написать слово на доске праздьнъ), потом они выпали, а согласные стали непроизносимыми.
2. Вместе с учителем делаем упражнение из учебника:
Повязка, звездный, местный, подружка, лестница, резкий, интересный, солнце, улыбка, счастливый, дерзкий, сердце, здравствуй, скользкий, шефский, честный, устный, прелестный, чувствовать, участвовать
Запишите слова в две колонки (проверяемые согласные в корне слова/непроизносимые согласные в корне слова), какие слова не вошли ни в одну колонку? Почему?
Комментарий учителя:
– Обратите внимание на слова 2й колонки, в которых нет непроизносимого согласного звука, и, следовательно, на письме его обозначать не надо. (Интересный, участвовать.)
– Как вы нашли эти слова? (Подобрали проверочные: интересен; участие.)
– Приведите свои примеры.
С помощью этого задания дети учатся самостоятельно разграничивать орфограммы с согласными в корне.
3. Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте этот текст. Что нового вы узнали?
– Когда может пригодиться знание того, что слова искусный, искусство и искус исторически однокоренные? (Поможет проверить написание одной и двух букв с, отсутствие непроизносимого согласного в слове искусный, уточнить смысл слова.)
– Выполните разбор однокоренных слов: искус, искусный, искусство.
В этом задании осмысливается информация о происхождении и строении слов искусный, искусство, этимологическая связь их со словом искус, помогающие запомнить написание слов искусный (с одной буквой с и без буквы непроизносимого согласного т) и искусство (с двумя буквами с).