КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 28

Задание № 1 Перед Вами два суждения:

1) «Цвет и запах – это не свойства предметов, а наши ощущения (Э. Мах); словом «цвет» определяют определённый класс психических переживаний (В. Освальд). Мир же беззвучен, лишён красок, запахов. В нём ни холода, ни тепла. Всё это только наши ощущения. Предмет имеет цвет только тогда, когда на него смотрят, запах – только тогда, когда его нюхают и т.д.»

2) «На основании видимого, слышимого, осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимое, неосязаемое».

Сравните и укажите на их различие. Какое из суждений, на Ваш взгляд, отражает действительное положение вещей? Или оба выражают заблуждение?

Задание № 2 Гегель, Маркс и Энгельс доказали: основная беда предшествовавшего им познания заключалась в неумении применить диалектику. Они показали что познание «не есть прямая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрезок, обломок, кусочек этой линии может быть превращён (односторонне) в самостоятельную целую прямую линию, которая ведёт только в «болото», в тупик (В.И. Ленин).

Укажите (перечислите) признаки метафизического и диалектического способов познания. Что препятствует познанию вещей и мира в целом?

Задание № 3 «Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос. На этот счёт у нас не всё в порядке» (И. Г. Гёте).

А как вы считаете, что такое знание? Чем оно отличается от информации? Почему на «этот счёт» не всё в порядке?

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 29 Диалектика и метафизика.

Исторические формы диалектики

План

Введение

1. Диалектика и метафизика (догматизм) как способы осмысления человеком предельно общих принципов бытия.

2. Античная философия о связи вещей друг с другом и принципиальной возможности превращения одного в другое. Диалектика и софистика как способы фиксации этих связей и превращений посредством согласования мнений, беседы, спора, вывода, доказательства.

3. Диалектика 19-20 веков как учение об универсальных связях бытия и принципиальной возможности не только движения, но и развития. Динамичность бытия как основной методологический и эвристический принцип диалектики.

Заключение

 

Литература:

1. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.2. - М.: Политиздат, 1989. - С. 95-107.

2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 233-249.

3. Ермакова Е.Е. Философия. - М.: Высшая школа, 1999. – С. 92-118.

4. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 487-504.