КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 26
Задание № 1 Русский философ Чаадаев писал о русском народе: «Но мы, можно сказать, некоторым образом народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существует лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».
Согласны ли Вы с чаадаевским пониманием исключительности русского народа? Бывают ли исключительные народы? Что бы Вы отметили в качестве особенности русского народа? Какие исторические уроки даёт русский народ человечеству?
Задание № 2 В определённых кругах бытует мнение, что история Европы есть история расширения свободы, а история России есть история рабства.
Согласны ли Вы с данным мнением? Аргументируйте свой ответ.
Попытайтесь сформулировать критерии рабства и свободы.
Задание № 3 Можно ли Россию отнести к европейским странам? Как на этот вопрос отвечает Запад? Каково ваше понимание проблемы?
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 27 Основные идеи книги Н. Я. Данилевского
«Россия и Европа»
План
Введение
1. Понятие «цивилизация» и многообразие его значений.
2. Критика Данилевским линейно-стадиального подхода к истории и корням общественной жизни.
3. Взгляд на общество как на своеобразный организм. Законы развития цивилизации.
4. Культурно-исторические типы (цивилизации). Славянский культурно-исторический тип (признаки, роль в мировой жизни).
Заключение
Литература:
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Истоки, 1991. – Гл. 3, 5, 7, 12, 17.
2. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – С. 125 - 126, 152 - 153.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - С. 268 - 269.
4. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – Гл. 7, § 4.
5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 733.