Основные черты, идеи, представители
План
Введение
1. Антропоцентризм и проблема личности.
2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры.
3. Пантеизм натурфилософии Возрождения.
4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н. Кузанский, Д. Бруно.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С.37-39.
2. Введение в философию: В 2-х ч.Ч.1. - М.: Политиздат, 1989. - С.135-146.
3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С.77-82.
4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1984. - С.8-64.
5. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С.56-61.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 5
Задание №1 Политический мыслитель Возрождения Н. Макиавелли отстаивал тезис о том, что во имя государственных интересов правитель может поступать по принципу «цель оправдывает средства».
Определите и обоснуйте Вашу позицию по этому вопросу.
Задание №2 Выберите 4 признака, характерные для антропоцентризма как основного принципа философии и культуры Возрождения:
1) гуманизм;
2) антисакральный характер философии;
3) нигилизм;
4) секуляризация культуры и жизни;
5) атеизм;
6) идея автономной философии;
7) пессимизм.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 6 Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт
План
Введение
1. Становление капитализма и новая ориентация философии.
2. Эмпиризм философии Ф. Бэкона. Задача «великого восстановления наук». Учение об «идолах познания» как препятствиях на пути к истине. Проблема метода.
3. Рационализм философии Р. Декарта. Очевидность как критерий истины. Правило метода. Дуализм философии Декарта. Учение о субстанции. Теория врождённых идей.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С.39-41.
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.1. - М.: Политиздат, 1989. - С.146-157.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С.82-92.
4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1984. - С.201-227, 239-276.
5. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С.61-68.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 6
Задание №1 Ф. Бэконсравнивал схоластов и эмпириков с пауком и муравьём соответственно.
Используя это сравнение, дайте характеристику схоластического и эмпирического мышления.
Задание №2 Выберите 3 признака, характеризующие рационализм как основной принцип философии и жизни Нового времени:
1) стремление всё (природные, социальные и культурные процессы) организовать на разумных, контролируемых человеком началах;
2) скептическое отношение к человеческим эмоциям как помехе эффективной разумной деятельности;
3) убеждение, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах;
4) убеждение в необходимости подвергать всё сомнению;
5) представление о том, что истины веры выше истины разума.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №7 Философия И. Канта
План
Введение
1. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа.
2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта.
3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С. 42-46.
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.1. - М.: Политиздат, 1989. - С. 164-177.
3. Гулыга А.В. Кант. - М.: Соратник, 1994. - 304с.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 111-116.
5. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 73-75.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 7
Задание №1 Кант считал, что всякая философия призвана отвечать на 3 вопроса:
1) «Что я могу знать?»
2) «Что я должен делать?»
3) «На что я смею надеяться?»
Позднее он добавит четвёртый вопрос: «Что такое человек?», полагая, что предыдущие три можно свести к четвёртому.
Почему эти вопросы можно свести к последнему? Дайте развёрнутую характеристику.
Задание №2 Выберите суждения, характерные для теоретико-познавательной позиции Канта:
1) Кант убеждён в неограниченных возможностях человеческого разума;
2) Кант сомневается в возможностях человеческого разума;
3) Кант отрицает возможности объективного знания;
4) Кант считает, что возможности объективного познания ограничены миром явлений, а мир сущностей непознаваем.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №8 Философия Г. Гегеля
План
Введение
1. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма. Тождество мышления и бытия.
2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.
3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С.42-46.
2. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.1. - М.: Политиздат, 1989. - С.185-189.
3. Гулыга А.В. Гегель. - М.: Соратник, 1994. - 256с.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 118-126.
5. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 77-80.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ №8
Задание №1 Известно выражение Гегеля, что «крот истории роет медленно, но роет хорошо».
Какие силы исторического процесса выражены образом крота? Осознают ли люди, в каком направлении «роет крот»? Можно ли изменить это направление?
Задание №2 Какое из предложенных суждений о метафизике связаны с именем Гегеля:
1) метафизика - это пустые умозрительные рассуждения, не имеющие отношения к жизни;
2) метафизика - это учение о принципах, началах и формах бытия;
3) метафизика - это раздел философии, исследующий проблему ценностей;
4) метафизика - это синоним философии;
5) метафизики - это противоположный диалектике метод мышления, отрицающий саморазвитие бытия через противоречия?
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 9 Философия К. Маркса. Проблематика и открытия
План
Введение
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии К. Маркса.
2. Практика как исходный принцип философии К. Маркса.
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества.
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы.
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С. 46-47.
2. Введение в философию: В 2-х ч.Ч.1. - М.: Политиздат,1989. - С. 221-247.
3. Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. - М.: Наука, 1989. - С.28-171.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 129-136.
5. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 81-84.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 9
Задание №1 К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Дело же заключается в том, чтобы изменить его».
Следует ли из этого, что философы до Маркса не ставили задачи изменения мира? В чём новизна марксовой постановки вопроса изменения мира?
Задание №2 Материалистическое понимание истории связано с признанием (выберите правильный вариант):
1) решающей роли географических условий (климат, природные ресурсы и т.п.);
2) решающей роли творческого меньшинства;
3) решающей роли духовных факторов (идеология, религия, просвещение и т.п.);
4) решающей роли процессов, совершаемых в сфере материального производства;
5) многофакторности исторического процесса, при которых нет факторов решающих - все в равной степени важны.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА №10 Русская философия XIX - начала ХХ века
План
Введение
1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания».
2. Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея».
3. Русская философия начала ХХ века о духовных основах кризиса цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).
Заключение
Литература:
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С.48-63.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С.43-272.
3. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.1. - М.: Политиздат, 1989. - С.194-208, 288-293.
4. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. - М.: Соратник, 1995. - 306с.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 137-149.
6. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 106-115.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 10
Задание №1 Русский мыслитель Б. Вышеславцевотмечал, что не существует специально русской философии со своими проблемами, а существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения.
Назовите особенности русского осмысления мировых философских проблем.
Задание №2 Выберите правильные суждения. Славянофилы связывали своеобразие России прежде всего с:
1) огромностью территории;
2) многообразием религий и конфессий;
3) общинно-коллективным укладом хозяйственной и социальной жизни;
4) православием как духовной основой русского мировоззрения и исторического пути;
5) сложным переплетением восточных и западных влияний.
~~~ * * * * * ~~~
ТЕМА № 11 Эволюция понятия «материя» в философии и науке
План
Введение
1. Понятие «материя» в сопоставлении с понятиями «бытие», «субстанция», «материал» («вещество», «физическое поле», «физический вакуум»).
2. Учения о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии.
3. Атомистические представления о строении мира и открытия физики второй половины 19 – первой трети 20 века. Философское осмысление новых открытий физики.
4. Современная наука о строении материи. Физика о 4-х типах взаимодействия и попытки создания единой, фундаментальной теории поля.
Заключение
Литература:
1. Введение в философию: В 2-х ч. Ч.2. – М.: Политиздат, 1989. – С. 49-69.
2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 236-241.