Рекомендуемая рабочая отметка насыпи

ДИСЦИПЛИНА

Б.3.1.7 «Транспортная инфраструктура»

ТЕМА 5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Лекция 5

Учебные вопросы:

1. Основные принципы проектирования продольного профиля

Видимость в продольном профиле

Уравнение вертикальных кривых

Последовательность проектирования продольного профиля

1. Основные принципы проектирования продольного профиля

Продольный профиль– представляет собой изображение в уменьшенном масштабе проекции дороги на вертикальную поверхность, проходящую через её ось.

Проектирование продольного профиля или нанесение проектной линии заключается в установлении положения оси дороги по отношению к поверхности земли.

Основные принципы проектирования продольного профиля:

1) соблюдать основные технические нормативы для проектирования продольного профиля (радиус вертикальных выпуклых и вогнутых кривых, максимальные продольные уклоны, рекомендуемые отметки и др.);

2) добиваться наименьшего объема и стоимости земляных работ (при соблюдении норм проектирования и плавности проектной линии);

3) обеспечить отвод воды от дороги;

4) предусмотреть возможность размещения искусственных сооружений (мостов, труб, быстротоков, водобойных колодцев, консолей, испарительных бассейнов, путепроводов).

Продольный уклон

Наибольший продольный уклон, зависит от расчетной скорости и определяется по СНиП 2.05.02-85*:

Таблица 5.1 – Значения наибольшего продольного уклона

Расчетная скорость, км/ч
Наибольший продольный уклон, ‰

Для насыпей наименьший продольный уклон не ограничивается.

В выемках наименьший продольный уклон должен быть не менее 5‰ для обеспечения стока воды с проезжей части и выхода ее из выемки по кюветам. Поэтому горизонтальные площадки и выпуклые кривые в выемках проектировать нельзя.

Рекомендуемая рабочая отметка насыпи

Рекомендуемая рабочая отметка насыпи - это отметка, которой следует придерживаться при проектировании продольного профиля дороги, устанавливается в соответствии с ограничениями СНиП 2.05.02 – 85*. В зависимости от типа местности по характеру увлажнения определяют величину рекомендуемой рабочей отметки:

1) по наименьшему возвышению поверхности покрытия над поверхностью земли (для первого типа местности по характеру увлажнения):

hр = hпокр над пов,

где hпокр [м] – наименьшее возвышение поверхности покрытия над поверхностью земли для данных грунта рабочего слоя и дорожно-климатической зоны;

2) по наименьшему возвышению поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод или длительно стоящих вод (для второго типа местности по характеру увлажнения):

hр = hпокр над угв,

где hпокр над угв [м] – наименьшее возвышение покрытия над уровнем грунтовых вод или длительно стоящих вод (определяется по СНиП 2.05.02-85).

3) по наименьшему возвышению бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова (для третьего типа местности по характеру увлажнения):

hр = hбр над ур снег + Воб*iоб,

где hбр над ур снег [м] – наименьшее возвышение бровки насыпи над расчётным уровнем снегового покрова;

Воб [м] – ширина обочины;

iоб [промилле] – уклон обочины.