Ширина проезжей части дороги

Ширину проезжей части дороги принимают с учетом количества полос движения, скорости движения и вида транспортных средств. Для дорог IА, IБ, IВ установлено не менее 4 полос движения (3,75 м каждая), дорог II категории по две полосы (3,75м каждая) или по четыре полосы (3,5 м каждая), для дорог III (3,5м каждая) и IV категорий (3,0 м каждая)– по две полосы, для дорог V категории – одна полоса 4,5м.

При определении ширины проезжей части скорость легковых автомобилей принимают равной расчетной а грузовых – по наибольшей скорости грузового автомобиля. В зависимости от количества полос движения на дороге существуют три расчетные схемы.

Первая схема – движение автомобиля по одной полосе на однополосной проезжей части

 
. В этом случае ширина проезжей части определяется:

, (4.24)

где y=0,5+0,005v,

К – ширина колеи автомобиля;

y- зазор между серединой крайнего колеса и кромкой проезжей части;

Рис. 4.6 Расчетная схема v – скорость движения, км/ч.

 
Вторая схема –встречное движение автомобиля на двухполосной проезжей части. Тогда ширина полосы равна:

(4.25)

или (4.26)

где а – ширина автомобиля;

Рис.4.7 Расчетная схема x – зазор между краем кузова и краем полосы со стороны встречного движения.

, (4.27)

Ширина двухполосной проезжей части составит:

(4.28)

Третья схема – обгон легковым автомобилем грузового автомобиля.

 
Ширина полосы движения в этом случае составит:

, (4.29)

, (4.30)

где Д – зазор между краем кузова и краем полосы

Рис.4.8 Расчетная схема движения со стороны обгона, м.

Ширина двухполосной проезжей части:

В=в'3+ в''3, (4.31)

Ширину разделительной полосы (на дорогах IА, IБ, IВ, II категорий) принимают не менее 6м и 5м соответственно.

 

6. Уширение проезжей части на кривой в плане

При движении по кривой автомобили и автопоезда занимают более широкую полосу проезжей части, чем на прямом участке. Увеличение колеи на кривой в плане (l=в1) вызывает необходимость уширения проезжей части. Нормы уширения для двухполосных проезжих частей принимают по СНиП 2.05.02-85* в зависимости от

Рис.4.9 Расчетная схема радиуса кривой в плане и длины автомобилей и автопоездов

На рис. 4.9. в1 - ширина колеи на кривой в плане.

Уширение выполняют за счет внутренней обочины, после чего она должна быть не менее 1,5м для дорог I и II категории и не менее 1,0м для остальных категорий. Если это условие не выполняется, то необходимо уширить земляное полотно с внутренней стороны кривой.

 

7. Определение величины радиусов кривых в плане из условия обеспечения видимости в ночное время

(Ранее было показано, что радиус кривой в плане зависит от расчетной скорости движения и определяется по формуле )

В СНиП 2.05.02-85*установлены следующие минимальные радиусы кривых в плане в зависимости от расчетной скорости и допустимого значения коэффициента поперечной силы μ :

Таблица 4.3 Наименьшие радиусы кривых в плане, м

Расчетная скорость, км/ч
Категория дороги II III IV V Съезды, тран.разв.,серпантины
Наименьшие радиусы кривых в плане, м Основные
В горной местности -

Однако движение с расчетной скоростью по кривым с указанными радиусами в ночное время не гарантирует безопасности движения, т.к. освещение дороги фарами оказывается меньше, чем расстояние видимости. На рис. 4.10:

Рис. 4.10 Расчетная схема α – угол поворота пучка света фар;

S – расчетное значение видимости из условия движения ночью:

. (4.32)

Откуда, (4.33)

Поскольку, β=2 α, то

или . (4.34)

Для фар современных автомобилей имеем α≈2º. Тогда при Sтреб = 100÷300м получаем минимальные радиусы по безопасности движения в ночное время в пределах от 1500 до 4500м. Как видно эти значения больше чем рекомендованные как минимальные в СНиП. Поэтому рекомендуется в благоприятных условиях назначать возможно большие радиусы, не менее 3000м.