Ширина проезжей части дороги
Ширину проезжей части дороги принимают с учетом количества полос движения, скорости движения и вида транспортных средств. Для дорог IА, IБ, IВ установлено не менее 4 полос движения (3,75 м каждая), дорог II категории по две полосы (3,75м каждая) или по четыре полосы (3,5 м каждая), для дорог III (3,5м каждая) и IV категорий (3,0 м каждая)– по две полосы, для дорог V категории – одна полоса 4,5м.
При определении ширины проезжей части скорость легковых автомобилей принимают равной расчетной а грузовых – по наибольшей скорости грузового автомобиля. В зависимости от количества полос движения на дороге существуют три расчетные схемы.
Первая схема – движение автомобиля по одной полосе на однополосной проезжей части
|
, (4.24)
где y=0,5+0,005v,
К – ширина колеи автомобиля;
y- зазор между серединой крайнего колеса и кромкой проезжей части;
Рис. 4.6 Расчетная схема v – скорость движения, км/ч.
|
(4.25)
или (4.26)
где а – ширина автомобиля;
Рис.4.7 Расчетная схема x – зазор между краем кузова и краем полосы со стороны встречного движения.
, (4.27)
Ширина двухполосной проезжей части составит:
(4.28)
Третья схема – обгон легковым автомобилем грузового автомобиля.
|
, (4.29)
, (4.30)
где Д – зазор между краем кузова и краем полосы
Рис.4.8 Расчетная схема движения со стороны обгона, м.
Ширина двухполосной проезжей части:
В=в'3+ в''3, (4.31)
Ширину разделительной полосы (на дорогах IА, IБ, IВ, II категорий) принимают не менее 6м и 5м соответственно.
6. Уширение проезжей части на кривой в плане
При движении по кривой автомобили и автопоезда занимают более широкую полосу проезжей части, чем на прямом участке. Увеличение колеи на кривой в плане (l=в1-в) вызывает необходимость уширения проезжей части. Нормы уширения для двухполосных проезжих частей принимают по СНиП 2.05.02-85* в зависимости от
Рис.4.9 Расчетная схема радиуса кривой в плане и длины автомобилей и автопоездов
На рис. 4.9. в1 - ширина колеи на кривой в плане.
Уширение выполняют за счет внутренней обочины, после чего она должна быть не менее 1,5м для дорог I и II категории и не менее 1,0м для остальных категорий. Если это условие не выполняется, то необходимо уширить земляное полотно с внутренней стороны кривой.
7. Определение величины радиусов кривых в плане из условия обеспечения видимости в ночное время
(Ранее было показано, что радиус кривой в плане зависит от расчетной скорости движения и определяется по формуле )
В СНиП 2.05.02-85*установлены следующие минимальные радиусы кривых в плане в зависимости от расчетной скорости и допустимого значения коэффициента поперечной силы μ :
Таблица 4.3 Наименьшие радиусы кривых в плане, м
Расчетная скорость, км/ч | |||||||||
Категория дороги | IА | II | III | IV | V | Съезды, тран.разв.,серпантины | |||
Наименьшие радиусы кривых в плане, м | Основные | ||||||||
В горной местности | - |
Однако движение с расчетной скоростью по кривым с указанными радиусами в ночное время не гарантирует безопасности движения, т.к. освещение дороги фарами оказывается меньше, чем расстояние видимости. На рис. 4.10:
Рис. 4.10 Расчетная схема α – угол поворота пучка света фар;
S – расчетное значение видимости из условия движения ночью:
. (4.32)
Откуда, (4.33)
Поскольку, β=2 α, то
или . (4.34)
Для фар современных автомобилей имеем α≈2º. Тогда при Sтреб = 100÷300м получаем минимальные радиусы по безопасности движения в ночное время в пределах от 1500 до 4500м. Как видно эти значения больше чем рекомендованные как минимальные в СНиП. Поэтому рекомендуется в благоприятных условиях назначать возможно большие радиусы, не менее 3000м.