В. Физическое воспитание и спорт в народном быту.

Реформы XVIII в. не оказали существенного влияния на физическое вос-

питание народных масс Российской империи. В народных школах физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр.

Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали произ-

водственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболов ство и др.), военный и семейный быт народа.

Вкл. Слайд 9

Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.).

Вкл. Слайд 10

 

Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лы-

жах, катание на санках и деревянных коньках с металлическими полозьями.

Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами, верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Она дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.

Г. Спорт и игры в быту дворянства.

Государственные преобразования в области экономики, военного дела и

культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сословия. Царское правительство стало стремиться к повышению духовной и физической культуры дворян. В 1717 г. вышла в свет книга «Юности честное зерцало», представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем обществе. Для поднятия культуры дворянства учреждались ассамблеи (впоследствии – дворянские собрания) , на которых проводились игры, танцы и другие развлечения. Особое внимание Петр I уделял привлечению дворян к парусному и гребному делу. При этом он преследовал практическую цель – пополнение военно-морского флота офицерскими кадрами. В бесплатное пользование дворянам было отдано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучались управлению парусом, изучали искусство гребли.