Ритории России.

МОДУЛЬ 2

VI. Развитие физической культуры в России с древнейших времен до

XX в.

1. Зарождение физической культуры у народов, проживающих на террито-

рии России.

2. Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX-XII вв.).

3. Развитие физической культуры в Российской империи в XVIII – первой

половине XIX в.

А. Введение физического воспитания в учебных заведениях.

Б. Военно-физическая подготовка в русской армии.

В. Физическое воспитание и спорт в народном быту.

Г. Спорт и игры в быту дворянства.

Д. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физи-

ческого воспитания.

Вкл. Слайд 1. тема

Зарождение физической культуры у народов, проживающих на тер-

ритории России.

Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны,

проживающих на современной территории России как и у других народов мира,относится к первобытному обществу. Археологические и этнографические исследования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают основание говорить о применении различных видов физических упражнений и игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корнями в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводческую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов первобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания разных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Севера с IV-III тыс. до н.э. применяли в охоте и быту передвижение на лыжах. У нанайцев,манси, ненцев и других народностей Сибири и Дальнего Востока широко в воспитательных целях использовались состязательные игры с бегом, метания копья, дротиков, гребля, игры в медведя и оленя. Многие игры и физические упражнения русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем первоначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в

процессе включения детей в конкретные виды деятельности. В первобытных

родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициации, входе которого подростки должны были доказывать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека.

Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности

(охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений,

приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).