Внутренние переменные.
Внутренняя среда организации представляет собой сочетание ее внутренних переменных.
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. К ним относятся: цели, задачи, структура, технология и люди.
Цели— 1) это конечное состояние, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса; 2) это желаемый результат функционирования системы.
Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой организации) и реализуемыми с точки зрения персонала организации.
Виды целей:
— основные (общие) цели — вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека;
— конкретные цели — определяются сферой и характером бизнеса;
— текущие цели — определяются исходя из стратегии развития организации и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок;
— перспективные (стратегические) — определяют характер деятельности организации на длительный период времени. В стратегических целях отражается сущность менеджмента организации, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала организации и общества.
Цели организации (любой коммерческой организации):
1) Прибыльность:
— объем прибыли;
— доходноинвестируемый капитал;
— отношение прибыли к объему продаж.
2) Производительность:
— количество единиц произведенной продукции на единицу затрат.
3) Продукция:
— объем продукции;
— прибыльность на единицу произведенной продукции.
4) Финансовые ресурсы:
— размер собственного капитала;
— размер заемного капитала;
— минимизация финансовых затрат;
— оптимизация финансовых потоков.
5) Производственные мощности:
— количество введенных производственных мощностей;
— планирование выведенных производственных мощностей.
6) Исследование и введение новшеств.
7) Планирование показателей, характеризующих текущую деятельность организации.
8) Кадровые ресурсы:
— планирование увеличения персонала;
— сокращение персонала;
— рост и снижение фонда заработной платы;
— повышение квалификации.
Задачи — категория, которая отражает цели управления, выработанные в определенных условиях. Все задачи делятся на три группы:
1. Стратегические (сверхзадачи, которые отражают общую цель управления).
2. Тактические (сохраняют свою направленность на итоговые результаты управления).
3. Оперативные (текущие, ближайшие, встающие перед менеджером в каждый отдельно взятый момент управленческой деятельности).
Структура— это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда — закрепление той или иной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
Технология — последовательность выполнения функций управления с использованием методов управления, т.е. способов осуществления управленческой деятельности и технических средств.
Технология подразумевает стандартизацию и автоматизацию, т.е. использование стандартных услуг или товаров, которые могут облегчить процесс производства конечного продукта.