Направления аудиторских проверок. Выбор основных направлений аудиторской проверки

 

В зависимости от поставленных целей аудиторские проверки различаются по содержанию изучаемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой для аудита информации. В этой связи можно выделить следующие направления аудита, приемлемые для российских предприятий.

Подтверждающий аудит представляет собой проверку и подтверждение достоверности данных бухгалтерской отчетности, ее соответствия требованиям законодательства и положениям учетной политики. Он направлен на установление полноты и достоверности отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности посредством проверки первичной бухгалтерской информации и ее сопоставления с данными учетных регистров и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Подтверждающим может быть как внешний, так и внутренний аудит.

Организационно-правовой аудит основывается на изучении учредительных документов хозяйствующих субъектов, внутренних положений, действующих на предприятии, и других документов. В его задачи входит проверка соответствия деятельности предприятия его уставу, законности и правомерности формирования уставного капитала, контрольного пакета акций, обоснованности организации ведения бухгалтерского учета, формирования и раскрытия учетной политики организации. Организационно-правовой аудит включает также проверку правильности составления контрактов, налоговых платежей и взносов в бюджет и внебюджетные фонды на предмет их правовой защиты и соответствия утвержденным правовым актам и нормам. Критериями при обследовании являются как общие нормы, стандарты и правила, установленные государством для всех организаций, так и внутренние документы, регламентирующие порядок расчета с персоналом, учредителями, банком и т.д.

Налоговый аудит направлен на выяснение правильности расчета и своевременности уплаты в бюджет налогов. При этом проверяется достоверность определения налогооблагаемой базы, правильность, полнота и своевременность отражения соответствующей информации на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, уточняются объекты налогооб­ложения в зависимости от видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Финансово-аналитический аудит заключается в анализе и оценке финансовой состоятельности организации, прогнозировании перспектив улучшения ее финансовой устойчивости, выработке рекомендаций укрепления платежеспособности. Финансово-аналитический аудит связан с проверкой правильности формирования финансового результата деятельности организации, правомерности и обоснованности записей по дебету и кредиту счетов учета бухгалтерской и чистой прибыли экономического субъекта. При этом определяется соответствие данных бухгалтерского учета положениям учетной политики, а также действующим законодательным и нормативным актам.

Финансово-аналитический аудит предполагает также проверку и подтверждение данных о формировании и использовании фондов, созданных за счет собственных средств организации, оценку целесообразности расходов, произведенных за счет чистой прибыли. Производится определение правильности, законности, полноты и своевременности осуществления хозяйствующим субъектом расчетов как с его участниками (администрацией, персоналом, собственниками), так и с другими субъектами рыночных отношений. Расчеты с участниками включают расчеты, связанные с выдачей заработной платы, подотчетных сумм, дивидендов, кредитов для работников и другими операциями. Аудиту подвергаются расчеты с государственными организациями, кредитными учреждениями, другими хозяйствующими субъектами по осуществлению платежей за продукцию, по договорам аренды, кредитным и другим операциям. В ходе аудита используются кассовые и банковские документы, соответствующие договоры, некоторые первичные документы, данные которых сопоставляются с информацией, содержащейся в учетных регистрах. Осуществляется контроль за кассовой и расчетной дисциплиной, обеспечением сохранности денежной наличности в кассе, выявлением дебиторской и кредиторской задолженности, средств в расчетах в иностранной валюте, что в конечном итоге позволяет более эффективно управлять финансовыми ресурсами организации.

Инвестиционный аудит, осуществляемый в рамках финансово-аналитического аудита, основывается на изучении информации о долгосрочных вложениях в основные средства, нематериальные активы, строительство объектов производственного назначения, а также о финансовых инвестициях в ценные бумаги и уставные капиталы других субъектов рынка, предоставленных займах с целью получения дополнительных доходов. В ходе инвестиционного аудита определяется целесообразность таких вложений, производится оценка возможностей наиболее рационального размещения собственных денежных средств, способных принести дополнительный доход, а также определяется обоснованность и правильность записей в бухгалтерском учете на счетах учета основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений.

Запасный (инвентаризационный) аудит основывается на изучении данных бухгалтерского учета, а также фактических данных о наличии запасов готовой продукции, сырья и материалов, других материальных ценностей. Запасный аудит обеспечивает объективную оценку реальности материальных запасов, степени их сохранности и состоит, таким образом, в подтверждении соответствующей строки баланса «Запасы» данными первичных документов, а также в количественном подтверждении наличия запасов на эту стоимость. При этом осуществляется проверка организации складского хозяйства, достоверности учетных данных о наличии хищений, потерь сырья и материальных ценностей и сравнение их с естественными нормами убыли. В ходе запасного аудита обращается внимание на способы оценки материальных ценностей в текущем учете и их соответствие положениям учетной политики.

Затратный аудит связан с проверкой правильности отнесения производственных затрат на себестоимость продукции.

Операционный аудит должен состоять в проверке и оценке процедур и методов функционирования хозяйственной системы на предмет их производительности и эффективности.

Технико-технологический аудит предполагает подтверждение данных о соблюдении технических условий эксплуатации объектов и соответствующих параметров различных стадий заданных технологических процессов.

Маркетинговый аудит основывается на изучении возможностей производства и требований рынка с целью выработки мероприятий, выполнение которых будет способствовать достижению фирмой наилучших конечных результатов. Неотъемлемой частью маркетингового аудита является изучение потребностей, состояния и динамики спроса, конъюнктуры рынка, существующих и потенциальных запросов потребителей. Маркетинговый аудит нацелен на ясно выраженный коммерческий результат, что в конечном счете сводится к овладению определенной долей рынка. Хорошо организованный маркетинговый аудит и полное использование его результатов руководством организаций позволят создать необходимые условия для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя из долгосрочных перспектив развития и расширения деятельности.

компьютерный аудит — направление аудита, связанное с проверкой и оценкой программного обеспечения бухгалтерского учета в условиях его автоматизированного ведения. Компьютерный аудит осуществляется с целью определения надежности процесса выполнения операций, не воспринимаемых человеком визуально. В этом случае компьютерный аудит является неотъемлемой частью аудита в условиях автоматизированной обработки данных. С его помощью можно определить наличие компьютерного мошенничества, разработать мероприятия по его предотвращению. В ходе проверки следует обратить внимание на наличие доступа к компьютеру и его данным работников организации.

Экологический аудит — оценка целесообразности и степени реальности составления сметы расходов по поддержанию экологически чистого производства, проверка наличия вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду. При этом необходимо проверить, превышают ли выбросы предельно допустимые нормы, какие меры принимаются по предупреждению такого рода загрязнений, по выработке и внедрению безотходной технологии производства и др.