Объект и предмет конфликтологии
Тема 1 Введение в конфликтологию
На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается
с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом.
Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.
Человечество накопило огромный опыт и развязывания, и разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.
Конфликтология – наука о конфликтах.
Конфликт(с лат.) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д.
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия.
Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают: отдельные индивиды, большие и малые социальные группы, организации.
Конфликтное взаимодействие предполагает противоборствосторон, т. е. действия, направленные друг против друга.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять.
Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт.
Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности.
Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов»[1]. Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.
Задачи конфликтологии:
· познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта),
· утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами.
В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.
Изучение конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.
Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом.
Предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения.
Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, межличностные и социальные конфликты.
Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.
Цели и задачи конфликтологии в социальной работе:
· исследование конфликтов, связанных с профессиональной деятельностью социального работника;
· организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи:
· преодолеть низкий уровень конфликтологических знаний в сфере социальной работы;
· создать системную базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов в области социальной работы;
· разработать методики и технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах профессиональной деятельности социального работника.
Таким образом. традиционно область интересов конфликтологии образуют следующие проблемы:
1. – сущность социального конфликта;
2. – классификация конфликтов;
3. – эволюция конфликтов;
4. – генезис конфликтов;
5. – структура конфликта;
6. – функции конфликта;
7. – информация в конфликте;
8. – динамика конфликта;
9. – диагностика конфликта;
10. – предупреждение конфликта;
11. – завершение конфликта.
Разные исследователи, давая свои определения конфликта, все же улавливают его сущность сходным образом, поэтому ставят одни и те же вопросы и решают их примерно одинаково.