Основные виды и организация внутриведомственного контроля в уголовно-исполнительной системе

Среди множества форм контрольной деятельности в уголовно-исполнительной системе первостепенное значение имеет наиболее полная из них – это внутренний (отраслевой, внутриведомственный) контроль.

Внутриведомственный контроль – одна из форм деятельности субъектов в отношении непосредственно подведомственных, подчиненных и подконтрольных, заключающаяся в систематическом и полном наблюдении с целью проверки действий и решений требованиям дисциплины, законности и целесообразности.

Во-первых, в уголовно-исполнительной системе внутренний контроль и координацию деятельности осуществляет Министерство юстиции РФ в отношении находящейся в его подведомственности Федеральной службы исполнения наказаний[111]. Тем самым Министерство юстиции РФ является органом ведомственного контроля в уголовно-исполнительной сфере, а министр юстиции РФ вправе давать директору ФСИН России обязательные для исполнения указания и приостанавливать в случае необходимости решения ФСИН России (его руководителя) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом[112]. Кроме того, министр юстиции РФ представляет доклады Президенту РФ и в Правительство РФ о состоянии дел в уголовно-исполнительной системе. Порядок организации проверок подведомственной Министерству юстиции РФ Федеральной службы исполнения наказаний регламентирован Приказом Минюста России от 27 октября 2009 г. № 361 «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности»[113].

Вместе с тем, кокой именно контроль (надведомственный, межведомственный[114] или внутриведомственный) осуществляет Министерство юстиции в отношении ФСИН России, является дискуссионным вопросом. Это подтверждается и ст. 38 Закона от 21 июля 1993 г. № 5473-17 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[115], согласно которой непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют ФСИН России и территориальные органы уголовно-исполнительной системы. Необходимо отметить, что 29 июня 2004 г. из данной нормы была исключена контрольная функция Министерства юстиции РФ.

При осуществлении данного контроля наблюдение происходит не только за законностью деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, но и за целесообразностью.

Все их множество по определенным общим признакам и с известной долей условности может быть разделено на три основные группы форм осуществления контроля в уголовно-исполнительной системе: непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах; изучение информационных материалов, характеризующих их работу; заслушивание исполнителей об их работе. Заметим, для форм контроля, отнесенных к первой группе, характерно непосредственное восприятие информации о деятельности проверяемых объектов, тогда как критерием объединения форм контроля во вторую и третью группы является преобладающий способ получения информации об этой деятельности[116].

Непосредственное наблюдение может осуществляться путем наблюдения руководителя за работой исполнителей. Также одним из основных способов непосредственного наблюдения является инспектирование, контрольные и иные проверки деятельности подчиненных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы РФ.

Порядок проведения инспектирования территориальных органов ФСИН России регламентирован приказом ФСИН России от 5 марта 2012 г. № 141[117], образовательных учреждений ФСИН России – приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации работы по инспектированию деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний»[118].

Инспектирование (инспекторская проверка) в уголовно-исполнительной системе – форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, поверке, оценке состояния и результатов деятельности непосредственно подчиненных органов и учреждений ФСИН России, выработке мер по повышению ее эффективности.

Виды инспектирования:

1) по юридическому основанию проведения:

- плановое (один раз в 5 лет);

- внеплановое;

2) по субъектам проведения:

- осуществляемое организационно-инспекторским управлением ФСИН России (в отношении территориальных органов ФСИН России);

- осуществляемое управлением кадров ФСИН России и др.

3) по продолжительности проведения:

- от 14 до 30 суток (при инспектировании территориального органа ФСИН России;

- в течение 15 суток (при инспектировании образовательного учреждения ФСИН России).

Внеплановые инспектирования территориальных органов ФСИН России, назначаемые по решению директора ФСИН России или лица, исполняющего его обязанности, проводятся в случаях:

осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных происшествий и в других случаях, требующих немедленного реагирования;

назначения нового начальника территориального органа ФСИН России, для оказания практической и методической помощи в организации служебной деятельности (по его мотивированному рапорту).

С учетом стабильно положительных (три и более года) результатов служебной деятельности территориального органа ФСИН России, подлежащего инспектированию, на основании предложений организационно-инспекторского управления ФСИН России по решению директора ФСИН России плановое инспектирование может быть перенесено на более поздний срок либо заменено на целевой выезд по отдельным направлениям служебной деятельности. Сроки планового инспектирования также переносятся в случае вакантной должности руководителя инспектируемого территориального органа ФСИН России.

По окончании инспектирования:

- готовится акт инспектирования, составляемый на основе материалов инспектирования по направлениям служебной деятельности, который не должен превышать 35 машинописных листов;

- сводная ведомость результатов инспектирования (для образовательных учреждений ФСИН России);

- организуется разработка плана мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования территориального органа ФСИН России;

- подводятся итоги инспектирования на заседании коллегии (оперативном совещании при начальнике) инспектируемого территориального органа ФСИН России;

- при необходимости информируются о результатах инспектирования руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- по прибытии к постоянному месту службы руководитель инспекторской комиссии в течение 7 дней готовит докладную записку директору ФСИН России о результатах инспектирования, в которой излагаются позитивные и негативные процессы, происходящие в инспектируемом территориальном органе ФСИН России, делаются выводы о состоянии дел и выносится оценка служебной деятельности проинспектированного территориального органа ФСИН России. При необходимости вносятся предложения по улучшению служебной деятельности проинспектированного территориального органа ФСИН России. По результатам доклада руководителя инспекторской комиссии итоговая оценка деятельности территориального органа ФСИН России, подвергнутого инспектированию («удовлетворительно» либо «неудовлетворительно»), утверждается директором ФСИН России или лицом, исполняющим его обязанности.

Контрольные проверки проводятся с целью изучения состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования с выездом в органы и учреждения, подвергшиеся инспектированию через 1 год после инспектирования. Контрольной проверке в обязательном порядке подвергаются органы и учреждения ФСИН России, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль ФСИН России как в целом, так и по направлениям служебной деятельности или допустившие после инспектирования ухудшение результатов служебной деятельности.

Кроме того, в уголовно-исполнительной системе установлены и другие виды внутриведомственного контроля:

- внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов ФСИН России, в том числе контрольно-ревизионными органами[119];

- особый контроль органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – это комплекс организационно-методических и практических мер, способов и приемов управленческого воздействия структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов УИС на подчиненные учреждения и органы УИС, неэффективная организация оперативно-служебной, производственно-хозяйственной, финансово-экономической и иной деятельности которых привела к осложнению обстановки по указанным и иным направлениям деятельности[120];

- контроль за исполнительской дисциплиной в ФСИН России – это комплекс мер, направленное на своевременное и полное выполнение структурными подразделениями федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, совещаний у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и заседаний комиссий Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, парламентских и депутатских запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, запросов, поступивших из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, планов, приказов и протоколов совещаний Минюста России и ФСИН России, обращений граждан[121];

- зональный контроль – систематическая деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, закрепленных за территориальными органами ФСИН России (учреждениями уголовно-исполнительной системы) в качестве кураторов по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего структурного подразделения ФСИН России, подразделения территориального органа ФСИН России в отношении сбора, обобщения и анализа информации о служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и оказания им необходимой методической и практической помощи[122].

Заслушивание исполнителей о состоянии их работы как форма контроля позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производиться как коллективно (на совещаниях, собраниях, инструктажах и т.п.), так и индивидуально путем вызова исполнителя руководителем.

Кроме того, одним из способов внутриведомственного контроля за обеспечением законности в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы является деятельность подразделений собственной безопасности, а также во всех кадровых подразделениях созданы отделы (отделения) по личному составу в целях осуществления профилактической работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом уголовно-исполнительной системы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит сущность контроля в уголовно-исполнительной системе?

2. Каковы признаки контроля в уголовно-исполнительной системе?

3. Каковы принципы контроля в уголовно-исполнительной системе?

4. Как соотносятся между собой контроль и надзор?

5. Какие существуют критерии классификации контроля?

6. Кто выступает субъектами надведомственного (внешнего) контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы?

7. Каковы основные виды внутриведомственного контроля в уголовно-исполнительной системе?

8. В чем состоит сущность организации проведения инспектирования и контрольной проверки в уголовно-исполнительной системе?

9. В чем особенности зонального контроля в уголовно-исполнительной системе?

10. В чем специфика особого контроля в уголовно-исполнительной системе?


 

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В УИС
по характеру проведения
выездной камеральный
 
по содержанию
общий специальный
 
в зависимости от субъекта проведения
внешний (надведомственный) внутренний (отраслевой)
 
В зависимости от времени осуществления
предварительный текущий последующий
       

 

 

ВИДЫ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В УИС
инспекторская проверка контрольная проверка
внутрихозяйственный финансовый контроль особый контроль
контроль за исполнительской дисциплиной зональный контроль