Виды взаимодействия в УИС

Вопрос о видах организации взаимодействия имеет важное значение. В практической деятельности УИС имеют место конкретные виды организации взаимодействия, каждый из которых, наряду с общими признаками, обладает своими специфическими свойствами, определяющими технологию этой деятельности[89].

Виды взаимодействия можно классифицировать по объектам, то есть в зависимости от того, функционирование каких органов и подразделений организуется, поскольку особенности их работы в конечном счете находят непосредственное отражение в ходе как их совместной деятельности, так и ее организации.

Виды взаимодействия можно различать по субъектам. В УИС в качестве таковых выступают, прежде всего, руководители ее структурных элементов, поскольку они в силу принципа единоначалия несут полную ответственность за успешное решение всех задач, стоящих перед подчиненными им органами. Осуществляя присущие им управленческие функции, руководители также реализуют и функцию организации взаимодействия между подразделениями возглавляемой ими системы или при необходимости с другими государственными органами и общественными организациями.

В качестве субъекта организации взаимодействия выступают и другие элементы системы управления, которым предоставлены соответствующие полномочия, и в первую очередь - организационные подразделения различного уровня. К субъектам организации взаимодействия в УИС могут также относиться заместители руководителей, оперативные дежурные и некоторые другие должностные лица и органы. Все перечисленные субъекты относятся к числу постоянных, то есть организация взаимодействия является одним из направлений их повседневной деятельности.

Вместе с тем на практике возникают задачи, решение которых предполагает выделение специального субъекта организации взаимодействия, выступающего в подобном качестве эпизодически. Среди факторов, обусловливающих необходимость выделения такого субъекта, можно назвать повышенную значимость общей задачи, относительно небольшое количество участников ее выполнения, кратковременность функционирования взаимодействующих органов. Особенностью функционирования специально выделенного субъекта является то, что в подобной роли, как правило, выступает один из объектов рассматриваемой деятельности, часто находящийся на равном положении с другими. Обычно он не имеет заранее установленных полномочий по осуществлению данного вида деятельности, поэтому требуется наделение его необходимыми правами и обязанностями. Выступая в подобном качестве, такой элемент системы осуществляет управленческие функции. Однако его компетенция ограничивается только вопросами организации вза­имодействия отдельных служб и подразделений при решении конкретной задачи. По ее выполнении данный субъект теряет свои полномочия по управлению органами.

По характеру связей между взаимодействующими органами и учреждениями различают непосредственное и опосредствованное взаимодействие. Осуществление первого вида предполагает установление непосредственных связей, контактов между взаимодействующими органами. Организация опосредствованного взаимодействия этого не требует, оно осуществляется с помощью третьего органа, который нередко и выступает в качестве субъекта организации взаимодействия. Примером опосредствованного взаимодействия является обмен информацией между заинтересованными органами и учреждениями через информационные центры. Отсутствие непосредственных связей между взаимодействующими службами и подразделениями, естественно, затрудняет их функционирование, не всегда позволяет проконтролировать добросовестность исполнения возложенных задач.

В зависимости от того, организуется совместная деятельность элементов, относящихся к одной службе, органу, учреждению или различным, выделяют внутреннее и внешнее взаимодействие.

Одним из примеров внешнего взаимодействия является взаимодействие органов и учреждений ФСИН России с органами исполнительной власти субъекта РФ. Основными направлениями такого взаимодействия являются:

1. Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Формирование кадрового состава органов и учреждений ФСИН России. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ выходят с предложениями или дают согласие на назначение на должность и освобождение от должности начальников соответствующих территориальных органов УИС. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ вправе оказывать содействие в комплектовании учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами.

3. Участие органов и учреждений ФСИН России в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Учреждения системы имеют определенный производственный потенциал и при соответствующей поддержке готовы развивать мощности по металлообработке, заготовке и переработке древесины, по выпуску швейных изделий, обеспечению и развитию агропромышленного комплекса.

4. Реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий по совершенствованию деятельности УИС. Так, например, в постановлениях Правительства РФ о федеральных целевых программах развития УИС[90] обозначены конкретные проблемы, в решении которых должны быть задействованы органы исполнительной власти субъектов РФ.

5. Реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий ФСИН России, переданных им в соответствии с соглашениями между ФСИН России и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также реализация ФСИН России части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, переданных на основании указанных соглашений. В качестве примера можно назвать контрольные полномочия за деятельностью учреждений и органов УИС, расположенных на их территории. Для осуществления контроля президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления вправе без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.

6. Обеспечение трудовой занятости осужденных и создание условий для привлечения осужденных к труду. Так, в целях оказания помощи в трудоустройстве лиц, осужденных без лишения свободы, заключено бессрочное Соглашение о сотрудничестве между Комитетом занятости населения при министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) и УФСИН России по Республике Саха (Якутия), благодаря которому за 2009-2010 годы трудоустроено 1146 осужденных, из них 25 несовершеннолетних[91].

7. Осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Примером реализации данного направления взаимодействия можно назвать создание территориальными органами ФСИН России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ центров социальной реабилитации для граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Такие центры уже успешно функционируют в Республике Карелия, Чувашской и Чеченской Республиках, Красноярском и Пермском краях, Архангельской, Нижегородской, Свердловской и других областях. Кроме того, в ряде регионов (Республики Татарстан, Башкортостан, Кемеровская, Новосибирская, Ростовская области и др.) приняты нормативные акты о квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, которые способствуют более эффективной работе по социальной реабилитации осужденных.

8. Осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Органы исполнительной власти субъектов РФ нередко оказывают существенную помощь в обеспечении реализации гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов его семей, устанавливая дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов, а также предоставляя налоговые льготы.

9. Создание условий для деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Субъекты Российской Федерации активно участвуют в создании и поддержании необходимой материально-технической базы УИС. Так, несмотря на то, что имущество учреждений и органов, исполняющих наказания, находится в федеральной собственности, а финансирование УИС осуществляется целевым назначением за счет средств федерального бюджета, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на содержание учреждений, исполняющих наказания, за счет имеющихся в их распоряжении средств. Например, в 2009 году в Республике Саха (Якутия) была утверждена Программа профилактики правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы. В рамках данной программы, на укрепление материально-технической базы уголовно-исполнительных инспекций из областного бюджета предусмотрено выделение денежных средств на сумму 1,5 млн. рублей. В 2009-2010 годах выделено 750 тыс. рублей, на которые приобретается оргтехника для уголовно-исполнительных инспекций. Кроме того, администрации субъектов РФ выделяют для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы помещения и создает необходимые условия для их работы. Так, в 2009 году в шести регионах Российской Федерации были переданы в аренду на безвозмездной основе 11 помещений. Это Республики Адыгея и Бурятия, Краснодарский край, Калужская, новосибирская и Тверская области. В результате экономия на аренду помещений составила 5 млн. рублей[92].

Взаимодействие между территориальными органами ФСИН России и органами исполнительной власти субъектов РФ реализуется в таких формах, как: планирование совместной деятельности; подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации; издание совместных приказов, указаний и других документов; обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти; проведение совместных совещаний, заседаний коллегии, семинаров, рабочих встреч и др.

ФСИН России осуществляется внешнее взаимодействие и с иными органами – Прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и другими.

Так, основными направлениями взаимодействия УИС и ОВД являются:

1. Организация взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности.

2. Организация взаимодействия сил и средств при возникновении чрезвычайных обстоятельств и введении режима особых условий.

3. Взаимодействие по организации работы розыска лиц, совершивших побег из учреждений ОВД и УИС или уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.

4. Организация взаимодействия при осуществлении федерального розыска и обмена информацией.

5. Организация взаимодействия при ведении специального учета осужденных:

а) организация формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации;

б) организация ведения статистической отчетности и представления в Главный информационный центр МВД России;

в) организация совместного использования архивов.

6. Организация взаимодействия по обеспечению и управлению специальными и иными перевозками, а также организация деятельности специальных подразделений по конвоированию.

7. Организация взаимодействия при использовании систем связи, автоматизированной обработки и передачи информации.

8. Взаимодействие при организации предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоятельствами и на период отпуска.

9. Взаимодействие по оказанию социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

10. Взаимодействие по осуществлению административного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

11. Взаимодействие по исполнению актов помилования лиц, осужденных за преступления[93].

ФСИН России не может надлежаще выполнять социально значимые функции без взаимодействия с институтами гражданского общества, такими как Общественная палата РФ, общественные советы при Президенте РФ, при Министерстве юстиции РФ, при ФСИН России и ее территориальных органах, иные советы, фонды помощи заключенным, общественные наблюдательные комиссии и другие. Задачами взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными организациями являются:

1) формирование положительного общественного мнения о деятельности системы;

2) привлечение общественных организаций к процессу исполнения наказаний;

3) помощь общественных организаций в постпенитенциарном воздействии и адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, а также отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы;

4) осуществление объективного и независимого общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Основными направлениями содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, являются правовое просвещение осужденных и сотрудников, оказание им юридической, социальной, психологической, медицинской, материальной помощи, а также помощи в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания. Ряд общественных организаций содействуют также в организации трудовой занятости осужденных, их досуга, в получении образования, участвуют в духовно-нравственном, правовом, физическом и культурном воспитании и развитии. С целью быстрейшей социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы неправительственные организации оказывают помощь осужденным в восстановлении, поддержании и развитии социально полезных связей, подготовке к освобождению, решении вопросов трудового и бытового устройства, медицинского и социального обеспечения[94].

По положению, занимаемому взаимодействующими объектами в иерархии УИС различают горизонтальное и вертикальное взаимодействие. К первому типу относится взаимодействие между такими элементами системы, которые находятся на одном управленческом уровне; совместное функционирование учреждений, их служб и подразделений вышестоящих и нижестоящих уровней, решающих общие задачи, относится к вертикальному. Основная особенность вертикального взаимодействия состоит в том, что организуется совместная деятельность органов различных управленческих ступеней или их сотрудников, связанных между собой отношениями власть-подчинение.

По временным характеристикам осуществления различают временное и постоянное взаимодействие. Первый вид направлен на решение относительно небольших по объему задач, выполнение которых требует непродолжительного объединения усилий взаимодействующих органов. Постоянной является организация взаимодействия, имеющего место весь период реализации какой-то функции, постоянно требующей объединения усилий нескольких органов и (или) учреждений, их структурных подразделений.

Каждый из названных видов организации взаимодействия в УИС имеет свои признаки, которые необходимо учитывать в практической деятельности. Так, при организации постоянного взаимодействия, когда органы, учреждения длительный промежуток времени совместно решают общие задачи, между ними устанавливаются более прочные связи, их работники лучше узнают специфику деятельности друг друга, им легче получать необходимую информацию. Иными словами, постоянное взаимодействие по своему характеру создает предпосылки для более успешного осуществления совместной деятельности, а следовательно, и ее лучшей организации. При временном взаимодействии, наоборот, данные факторы отсутствуют, что, естественно, затрудняет его организацию.

По пространственным характеристикам можно выделить организацию взаимодействия между подразделениями, расположенными друг от друга на разном расстоянии. Организация совместной деятельности подразделений, удаленных на значительное расстояние друг от друга, существенно усложняется. Особую актуальность приобретает решение следующих вопросов: установление и поддержание связей, усиление надежности информационных каналов и передачи информации; принятие специальных мер, направленных на ускорение движения информации; устранение так называемых пространственных или географических барьеров; осуществление контроля за ходом решения общих задач. При организации взаимодействия между соседними учреждениями больше приходится уделять внимания разрешению других вопросов. Например, важно более четко распределять компетенцию между подразделениями, полнее определять границы и объем работы, выполняемой каждым из них, принимать специальные меры по устранению возможного дублирования функций в их деятельности.

По степени однородности функций, реализуемых взаимодействующими органами и учреждениями, различают организацию взаимодействия подразделений, решающих однородные по содержанию задачи и выполняющих различные задачи. Для первого вида характерно то, что взаимодействующие органы в данном случае знакомы со спецификой деятельности друг друга. Это создает благоприятные условия для более успешного выполнения стоящих перед ними задач, что отчетливо проявляется, например, при организации взаимодействия между оперативными частями исправительных учреждений. Во втором случае таких условий нет.

Таким образом, существуют различные виды взаимодействия в УИС, которые можно классифицировать по-разному в зависимости от выбранных оснований: объект организации взаимодействия; субъекты рассматриваемой деятельности; временные и пространственные характеристики; характер связи между объектами организации взаимодействия; степень однородности функций, выполняемых службами и подразделениями; положение объектов организации взаимодействия в иерархии структурных элементов УИС; другие.


Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит сущность взаимодействия в УИС?

2. Кто из ученых занимался исследованием вопросов взаимодействия УИС?

3. Какой смысл вкладывается в понятие «организация взаимодействия»?

4. Какие существуют виды взаимодействия УИС?

5. С какими государственными органами УИС осуществляет взаимодействие?

6. Каковы основные направления взаимодействия УИС с правоохранительными органами?

7. По каким направлениям осуществляется взаимодействие УИС с общественными организациями?

8. Каковы основные формы взаимодействия УИС?

9. В чем состоят преимущества постоянного взаимодействия в отличие от временного?

10. В чем состоят сложности взаимодействия между подразделениями, удаленными друг от друга?


 

ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УИС
по характеру участия
непосредственное опосредствованное
 
в зависимости от отношения к системе (органу, учреждению, подразделению)
внутреннее внешнее
 
по временным характеристикам
временное постоянное
по положению участников
горизонтальное вертикальное

 

 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УИС
планирование совместной деятельности подготовка предложений по совершенствованию законодательства
издание совместных приказов, указаний и других документов обмен информацией, необходимой для реализации полномочий
проведение совместных совещаний, заседаний коллегии, семинаров, рабочих встреч

 

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УИС И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности в сфере исполнения уголовных наказаний формирование кадрового состава органов и учреждений ФСИН России
участие органов и учреждений ФСИН России в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий по совершенствованию деятельности УИС
 
реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий ФСИН России, переданных им в соответствии с соглашениями между ФСИН России и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также реализация ФСИН России части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, переданных на основании указанных соглашений.
обеспечение трудовой занятости осужденных и создание условий для привлечения осужденных к труду создание условий для деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для работников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы