Соотношения между кривыми ИТК и стандартной разгонки

Стандартная разгонка - характеризующаяся сравнительной конструктивной простотой и непродолжительным временем выполне­ния, используется для определения эксплуатационных свойств нефтепродуктов и для контроля качества продуктов переработки нефти. Кроме того, данные стандартной разгонки часто являются единственным источником информации о фракционном составе нефтепродуктов. В то же время довольно трудоемкая разгонка по ИТК необходима для составления материального баланса процесса и проведения технологического расчета перегонки и ректификации. В связи с этим в научной литературе большое внимание уделяется разработке сравнительно простых и вместе с тем достаточно надежных методов пересчета кривых стандартной разгонки нефтяных фракций, полученных по стандартной методике, в кривые ИТК и наоборот. Наиболее часто для пересчета кривых стандартной разгонки в кривые ИТК используют связь между температурами выкипания 50% фракций с последующим пересчетом наклонов исходной кривой на отдельных ее участках.

Выполнено сравнение расчетных кривых ИТК по методам Нельсона, Скобло, Эдмистера — Поллок и Эдмистера. Сравнивались кривые ИТК для 125 фракций из 26 различ­ных нефтей. Проведенный анализ показал, что минимальное отклонение (в среднем 5—6°С) дают два последних метода. В связи с этим для пересчета кривых стандартной разгонки в кривые ИТК рекомендован наиболее простой метод Эдмистера, расчетные уравнения и график которого приводится ниже.

 

Вначале определяется температура 50% отгона по уравнению:

 

t ИТК 50% =t ГОСТ 50%+ t50%

(1.2)

 

 

Рис. 2.4. График Эдмистера зависимости разности температур выкипания по кривым ИТК и стандартной разгонки (цифры около кривых — доля отгона, % об.).

 

Разность температур выкипания (или поправка) t50%

находится при помощи графика, изображенного на рис. 8, или по следующему уравнению:

t50% =0.00042(t ГОСТ 50%)2 -0.1 t ГОСТ 50% +6.8 (1.3)

Кривую поправок предложено аппроксимировать следующими зависимостями:

при t ГОСТ 50% >190°С

t50% =29.28-0.242 t ГОСТ 50% +0.00064(t ГОСТ 50%)2 (1.4)

 

при t50% =95-190°С

t50% =0.0515t ГОСТ 50% -4.8 (1.5)

Затем на основе полученных значений определяют температуры 10, 30, 40 и 90% по уравнению:

t ИТК (50 + i) = t ИТК 50% + t ИТК x (16)

где t ИТК x — разность температур по кривой ИТК в пределах отгона x=50—70, 70—90 и 90—100% для участка кривой выше tИТК50% (тогда в уравнении 1.6 знак плюс) и х=50—30, 30—10 и 10—0% для участка кривой ИТК ниже tИТК50% (в уравнении—знак минус), °С; t ИТК (50 + i)— температура по кривой ИТК, соответствующая различным величинам отгона; (50+i) % — участки кривой ИТК выше tИТК50% (50-i)% —то же, ниже tИТК50% для характерных величин отгона i=10, 30 и 50%. Величина t ИТК x определяется по графику на рис. 1-9.

Пример. Пересчитать кривую стандартной разгонки бензина атмосферной ко­лонны в кривую ИТК. Исходные данные стандартной разгонки приведены ниже р204 =0,7324; содержание серы Сs = 0,04% (масс.):

t, °C Отгон (% об.) t, °С
к. к. Выход, %

Отгон, % (об.)

н. к.

 

Расчет. Определяем разность температур выкипания 50% отгонов

t50% = 0,00042 . 1292 - 0.1 . 129+6.8=0.89°C

Следовательно, имеем

tИТК50% = 129 + 0,89 = 130 °С

 

Определяем разность температур выкипания различных отгонов для кривой стандартной разгонки tгост и для тех же отгонов по рис. 1-9 находим соответ­ствующие разности температур по кривой ИТК— tиткк. Результаты таковы:

Отгон. % (об.) 0—10 10—30 30—50 50—70 70—90 90—100
tгост, °С 35 24 17 1 4 22 21

tиткк °С 54 38 26 21 28 23

На основе полученных значений tиткx и температуры tитк50% определяем ко­ординаты кривой ИТК

tитк30% =130 -26=104°С tитк70% =130+21=151°С

tитк10% =104 -38= 66 °С tитк90% =151+28=179°С

tиткн.к = 66 - 54=12 °С tиткк.к =179+23=202°С

На рис. 1-10 изображены кривые ИТК (1) и стандартной разгонки (2) бен­зина атмосферной колонны по данному примеру.

Рассмотрим теперь упрощенную методику построения кривых ИТК нефти по данным о выходе продуктов перегонки, их фракционном составе по стандартной разгонке и температурным точкам деления. Такая методика позволяет оперативно оценивать возможные изменения фракционного состава нефти, поступающей на переработку. Она основана на допущении о равенстве температур 50%, отгона каждого продукта по ИТК и по стандартной разгонке. Обозначив через А, В, С и т.д. выходы дистиллятов, полученных из нефти, и температуры 50% отгонов этих фракций по стандартной разгонке через tА, tв, tс и т.д., получим следующие координаты расчетных точек кривой ИТК: первая точка — температура tА, выход A/2; вторая точка — температура tВ, выход А+В/2; третья точка — температура tС, выход A+B+С/2 и т. д. Учитывая, что температура 50% отгону наиболее тяжелого дистиллята, относящегося к светлым нефтепродуктам, не превышает 280—295 °С, расчетную точку кривой ИТК, соответствующую выходу фракции до 350 °С, рекомендуется определять интерполяцией кривой ИТК по ее наклону в пределах температур tСtв.

Этот наклон может быть вычислен по уравнению

 

итк =2(tС -tв)

B+C

Далее можно определить уже и выход фракций до 350 °С (В350) из урав­нения

В350 = A+B+C/2+350- tС

итк

При небольшом числе продуктов, получаемых при перегонке нефти, число точек для построения кривой ИТК по описанной выше методике будет также небольшим.  

 

 

Рис. 2.5. Кривые ИТК и стандартной разгонки бензина и нефти:

1 — кривая стандартной разгонки бензина атмосферной колонны (ОИ); 2 — кривая ИТК бензина атмосферной колонны; 3 — кривая ИТК нефти (ордината справа); 4 — кривая ИТК бензина (эксперимент); 5 — кривая стандартной разгонки (ОИ) фр.118—212 °С. 6 — кривая стандартной разгонки (ИТК) фр.118—212 °С.