Соотношения между кривыми ИТК и стандартной разгонки
Стандартная разгонка - характеризующаяся сравнительной конструктивной простотой и непродолжительным временем выполнения, используется для определения эксплуатационных свойств нефтепродуктов и для контроля качества продуктов переработки нефти. Кроме того, данные стандартной разгонки часто являются единственным источником информации о фракционном составе нефтепродуктов. В то же время довольно трудоемкая разгонка по ИТК необходима для составления материального баланса процесса и проведения технологического расчета перегонки и ректификации. В связи с этим в научной литературе большое внимание уделяется разработке сравнительно простых и вместе с тем достаточно надежных методов пересчета кривых стандартной разгонки нефтяных фракций, полученных по стандартной методике, в кривые ИТК и наоборот. Наиболее часто для пересчета кривых стандартной разгонки в кривые ИТК используют связь между температурами выкипания 50% фракций с последующим пересчетом наклонов исходной кривой на отдельных ее участках.
Выполнено сравнение расчетных кривых ИТК по методам Нельсона, Скобло, Эдмистера — Поллок и Эдмистера. Сравнивались кривые ИТК для 125 фракций из 26 различных нефтей. Проведенный анализ показал, что минимальное отклонение (в среднем 5—6°С) дают два последних метода. В связи с этим для пересчета кривых стандартной разгонки в кривые ИТК рекомендован наиболее простой метод Эдмистера, расчетные уравнения и график которого приводится ниже.
Вначале определяется температура 50% отгона по уравнению:
t ИТК 50% =t ГОСТ 50%+ t50%
(1.2) |
Рис. 2.4. График Эдмистера зависимости разности температур выкипания по кривым ИТК и стандартной разгонки (цифры около кривых — доля отгона, % об.).
Разность температур выкипания (или поправка) t50%
находится при помощи графика, изображенного на рис. 8, или по следующему уравнению:
t50% =0.00042(t ГОСТ 50%)2 -0.1 t ГОСТ 50% +6.8 (1.3)
Кривую поправок предложено аппроксимировать следующими зависимостями:
при t ГОСТ 50% >190°С
t50% =29.28-0.242 t ГОСТ 50% +0.00064(t ГОСТ 50%)2 (1.4)
при t50% =95-190°С
t50% =0.0515t ГОСТ 50% -4.8 (1.5)
Затем на основе полученных значений определяют температуры 10, 30, 40 и 90% по уравнению:
t ИТК (50 + i) = t ИТК 50% + t ИТК x (16)
где t ИТК x — разность температур по кривой ИТК в пределах отгона x=50—70, 70—90 и 90—100% для участка кривой выше tИТК50% (тогда в уравнении 1.6 знак плюс) и х=50—30, 30—10 и 10—0% для участка кривой ИТК ниже tИТК50% (в уравнении—знак минус), °С; t ИТК (50 + i)— температура по кривой ИТК, соответствующая различным величинам отгона; (50+i) % — участки кривой ИТК выше tИТК50% (50-i)% —то же, ниже tИТК50% для характерных величин отгона i=10, 30 и 50%. Величина t ИТК x определяется по графику на рис. 1-9.
Пример. Пересчитать кривую стандартной разгонки бензина атмосферной колонны в кривую ИТК. Исходные данные стандартной разгонки приведены ниже р204 =0,7324; содержание серы Сs = 0,04% (масс.):
t, °C | Отгон (% об.) | t, °С |
к. к. Выход, % |
Отгон, % (об.)
н. к.
Расчет. Определяем разность температур выкипания 50% отгонов
t50% = 0,00042 . 1292 - 0.1 . 129+6.8=0.89°C
Следовательно, имеем
tИТК50% = 129 + 0,89 = 130 °С |
Определяем разность температур выкипания различных отгонов для кривой стандартной разгонки tгост и для тех же отгонов по рис. 1-9 находим соответствующие разности температур по кривой ИТК— tиткк. Результаты таковы:
Отгон. % (об.) 0—10 10—30 30—50 50—70 70—90 90—100
tгост, °С 35 24 17 1 4 22 21
tиткк °С 54 38 26 21 28 23
На основе полученных значений tиткx и температуры tитк50% определяем координаты кривой ИТК
tитк30% =130 -26=104°С tитк70% =130+21=151°С
tитк10% =104 -38= 66 °С tитк90% =151+28=179°С
tиткн.к = 66 - 54=12 °С tиткк.к =179+23=202°С
На рис. 1-10 изображены кривые ИТК (1) и стандартной разгонки (2) бензина атмосферной колонны по данному примеру.
Рассмотрим теперь упрощенную методику построения кривых ИТК нефти по данным о выходе продуктов перегонки, их фракционном составе по стандартной разгонке и температурным точкам деления. Такая методика позволяет оперативно оценивать возможные изменения фракционного состава нефти, поступающей на переработку. Она основана на допущении о равенстве температур 50%, отгона каждого продукта по ИТК и по стандартной разгонке. Обозначив через А, В, С и т.д. выходы дистиллятов, полученных из нефти, и температуры 50% отгонов этих фракций по стандартной разгонке через tА, tв, tс и т.д., получим следующие координаты расчетных точек кривой ИТК: первая точка — температура tА, выход A/2; вторая точка — температура tВ, выход А+В/2; третья точка — температура tС, выход A+B+С/2 и т. д. Учитывая, что температура 50% отгону наиболее тяжелого дистиллята, относящегося к светлым нефтепродуктам, не превышает 280—295 °С, расчетную точку кривой ИТК, соответствующую выходу фракции до 350 °С, рекомендуется определять интерполяцией кривой ИТК по ее наклону в пределах температур tС—tв.
Этот наклон может быть вычислен по уравнению
итк =2(tС -tв)
B+C
Далее можно определить уже и выход фракций до 350 °С (В350) из уравнения
В350 = A+B+C/2+350- tС
итк
При небольшом числе продуктов, получаемых при перегонке нефти, число точек для построения кривой ИТК по описанной выше методике будет также небольшим. |
Рис. 2.5. Кривые ИТК и стандартной разгонки бензина и нефти:
1 — кривая стандартной разгонки бензина атмосферной колонны (ОИ); 2 — кривая ИТК бензина атмосферной колонны; 3 — кривая ИТК нефти (ордината справа); 4 — кривая ИТК бензина (эксперимент); 5 — кривая стандартной разгонки (ОИ) фр.118—212 °С. 6 — кривая стандартной разгонки (ИТК) фр.118—212 °С.