Функциональная типология культурных процессов
В культурных процессах, прежде всего, проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни 1-2 поколений) и историческую макродинамику (в большем временном масштабе вплоть до всеобщей истории человечества); динамику внутренних, процессов (взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям вмещающего ландшафта) и динамику внешних взаимодействий (с ее социальным окружением). Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы культурных процессов.
В конечном счете, все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, с организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.
В числе основных типов культурных процессов можно выделить следующие:
1. Порождение культурных явлений(генезис инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.). Этот процесс представляется в виде подпроцессов:
— институционализация явлений, то есть превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности;
— формирование социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира;
— формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций;
— становление культурно-исторических типов (социальной организации сообществ).
2. Распространение культурных явлений.Этот процесс, в свою очередь состоит из
подпроцессов:
— социальная интеграция культурных форм в общественную практику в качестве предпочитаемых
и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности;
— расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в практику использования этих форм;
— пространственная диффузия этих форм, расширение территории их использования,
заимствование их другими культурными системами.
3. Функционирование единиц культуры.Это процесс поддержания устойчивости социокультурной системы, преодоление ситуаций ее изменения или разрушения. Этот процесс состоит из:
— действий и взаимодействия людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов, потребностей, которые осуществляются индивидуально и коллективно, конвенционально и в системе социальных институтов;
— опредмечивания культурных образцов в конкретных артефактах, то есть воплощение в конкретных вещах и предметах идей, ценностей, циркулирующих в обществе;
— применения технологий, обеспечивающих устойчивость социальнокультурных комплексов, благодаря которым происходит постоянное отслеживание (мониторинг) устойчивости социума и ликвидация появляющихся разрывов;
— регуляция жизнеобеспечения — поддержание полноты условий существования социума;
— саморегуляция социальной практики на основе принятых культурных образцов, то есть наличие структур, реагирующих на изменения в социуме.
4. Социокультурное взаимодействие между людьми:
— символическое кодирование наблюдаемых и представляемых природных и социальных явлений и процессов в семантических, знаках — понятиях, обозначениях, названиях и пр.;
— обмен информацией между людьми о наблюдаемых и представляемых явлениях и процессах посредством трансляции ее в виде семантических знаков и составленных из них вербальных и невербальных текстов, регулирующих порядок осуществления жизнедеятельности людей, передачу знаний и пр.
5. Аккумуляция социально значимых знаний и опыта:
— накопление и обобщение информации об окружающем мире и социального опыта коллективной жизнедеятельности людей, способствующих их социальной интегрированности и консолидированности, улучшению взаимопонимания и взаимодействия, понижению остроты и разрешению возникающих противоречий и напряжений;
— селекция этих знаний и опыта на основе практики их использования;
— формирование на базе отобранных ценностных образцов, критериев оценки явлений и событий по уровням их полезности, значимости и социальной приемлемости тех или иных форм деятельности и их результатов;
— закрепление такого рода ценностных установок в системе традиций.
6. Интерпретация культурных явлений субъектами культуры— процессы индивидуального и коллективного понимания:
— идентификации;
— «декодирования» символики;
— осмысления сущностных признаков и функций культурных явлений;
— их понятийная и оценочная интерпретация;
— символическое «присвоение» культурных форм людьми и их самоидентификация и маркировка посредством этих форм;
— символизация и маркирование среды обитания сообщества;
— выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чужих культурных форм;
— превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции.
7. Социальное и историческое воспроизводство культурных систем и форм:
— межпоколенная трансляция социокультурного опыта, норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, ориентирования, интерпретирования, осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования;
— трансляция системы образцов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира, поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности сообщества;
— воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией.
Так или иначе все искусственно-технические культурные процессы опираются на целе-ориентированную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур:
1. осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;
2. разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи);
3. практического применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта);
4. оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям;
5. селекции наиболее утилитарно эффективных и социально приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности; передачи информации другим людям об этих способах и результатах;
6. закреплении образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и прочих в форме «культурных текстов», которые содержат организационно-технологическую, нормативно-регулятивную, коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей.
Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества.