Функциональная типология культурных процессов

В культурных процессах, прежде всего, проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни 1-2 поколений) и историческую макродинамику (в большем временном масштабе вплоть до всеобщей истории человечества); динамику внутренних, процессов (взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям вмещающего ландшафта) и динамику внешних взаимодействий (с ее социальным окружением). Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы культурных процессов.

В конечном счете, все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, с организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.

В числе основных типов культурных процессов можно выделить следующие:

1. Порождение культурных явлений(генезис инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.). Этот процесс представляется в виде подпроцессов:

— институционализация явлений, то есть превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности;

— формирование социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира;

— формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций;

— становление культурно-исторических типов (социальной организации сообществ).

2. Распространение культурных явлений.Этот процесс, в свою очередь состоит из
подпроцессов:

— социальная интеграция культурных форм в общественную практику в качестве предпочитаемых
и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности;

— расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в практику использования этих форм;

— пространственная диффузия этих форм, расширение территории их использования,
заимствование их другими культурными системами.

3. Функционирование единиц культуры.Это процесс поддержания устойчивости социо­культурной системы, преодоление ситуаций ее изменения или разрушения. Этот процесс состоит из:

— действий и взаимодействия людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов, потребностей, которые осуществляются индивидуально и коллективно, конвенционально и в системе социальных институтов;

— опредмечивания культурных образцов в конкретных артефактах, то есть воплощение в конкретных вещах и предметах идей, ценностей, циркулирующих в обществе;

— применения технологий, обеспечивающих устойчивость социальнокультурных комплексов, благодаря которым происходит постоянное отслеживание (мониторинг) устойчивости социума и ликвидация появляющихся разрывов;

— регуляция жизнеобеспечения — поддержание полноты условий существования социума;

— саморегуляция социальной практики на основе принятых культурных образцов, то есть наличие структур, реагирующих на изменения в социуме.

4. Социокультурное взаимодействие между людьми:

— символическое кодирование наблюдаемых и представляемых природных и социальных явлений и процессов в семантических, знаках — понятиях, обозначениях, названиях и пр.;

— обмен информацией между людьми о наблюдаемых и представляемых явлениях и процессах посредством трансляции ее в виде семантических знаков и составленных из них вербальных и невербальных текстов, регулирующих порядок осуществления жизнедеятельности людей, передачу знаний и пр.

5. Аккумуляция социально значимых знаний и опыта:

— накопление и обобщение информации об окружающем мире и социального опыта коллективной жизнедеятельности людей, способствующих их социальной интегрированности и консолидированности, улучшению взаимопонимания и взаимодействия, понижению остроты и разрешению возникающих противоречий и напряжений;

— селекция этих знаний и опыта на основе практики их использования;

— формирование на базе отобранных ценностных образцов, критериев оценки явлений и событий по уровням их полезности, значимости и социальной приемлемости тех или иных форм деятельности и их результатов;

— закрепление такого рода ценностных установок в системе традиций.

6. Интерпретация культурных явлений субъектами культуры— процессы индивидуального и коллективного понимания:

— идентификации;

— «декодирования» символики;

— осмысления сущностных признаков и функций культурных явлений;

— их понятийная и оценочная интерпретация;

— символическое «присвоение» культурных форм людьми и их самоидентификация и маркировка посредством этих форм;

— символизация и маркирование среды обитания сообщества;

— выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чужих культурных форм;

— превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции.

7. Социальное и историческое воспроизводство культурных систем и форм:

— межпоколенная трансляция социокультурного опыта, норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, ориентирования, интерпретирования, осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования;

— трансляция системы образцов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира, поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности сообщества;

— воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией.

Так или иначе все искусственно-технические культурные процессы опираются на целе-ориентированную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур:

1. осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;

2. разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи);

3. практического применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта);

4. оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям;

5. селекции наиболее утилитарно эффективных и социально приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности; передачи информации другим людям об этих способах и результатах;

6. закреплении образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и прочих в форме «культурных текстов», которые содержат организационно-технологическую, нормативно-регулятивную, коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей.

Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества.