Концепция культуры Леви-Строса
В XX в. в культурологии получает свое развитие и так называемая структурно-антропологическая концепция. Во многом она сложилась под воздействием семиотики, лингвистики, математики и кибернетики. Одним из наиболее значительных представителей данного направления в исследовании культуры является К. Леви-Строс, известный французский философ, антрополог и этнограф с его работой «Структурная антропология».
Концепцию культуры составляют следующие идеи:
1. Важное место занимает понятие бессознательного. Бессознательное — скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но это он делает, подчиняясь определенным правилам, которые выработаны стихийно и о которых обычно многие и не догадываются. Эти правила — элементы структуры языка. Но точно такие же элементы структуры существуют во всех сферах духовной культуры человеческого общества: в области искусства, права, религии и т.д. Бессознательное творчество человеческого духа лежит в основе культуры и языка, который выступает как необходимое условие культуры.
2. «Человеческий дух» первобытных народов, их мифологическое мышление — первооснова культуры.
Современные европейские народы, по Леви-Стросу, утратили единство чувственного и рационального в своей культурной жизни, и это чревато самыми печальными последствиями, деградацией гуманизма.
3. Создав мир символов, современный человек в своей культурной жизни отошел от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой и которая идентична природе. Таким образом, все драмы современной культуры — это плата за забвение природы.
4. Человек — единство внешнего и внутреннего. Внешнее — это те символы, которыми он оперирует. Внутреннее — это бессознательная структура разума. Внутреннее не меняется в человеке, а вот что касается внешнего, то здесь все наоборот. Эмпирическая реальность меняется, и это нарушает структурную связь внешнего и внутреннего в человеке. Поэтому все драмы современной культуры — это, в сущности драма самого человека. Современный человек нуждается в ремонте. Следует вернуться к опыту первобытного человека, восстановить его единство, целостность. И здесь неоценима роль антропологии, главной гуманитарной дисциплины. Либо XXI век будет веком гуманитарных наук,
«оставляющих в целом науку о человеке, либо его не будет совсем.
Концепции идеальных типов