ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ
Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни».
Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры.
Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.
Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры.
По данной теме необходимо:
знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки;
уметь:различать основные современные культурологические школы, направления, течения.
Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов.
2. Дайте характеристику игровой концепции культуры.
3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга.
4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда.
5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.
6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры.
7. Пассионарная теория этногенеза.
8. Дайте характеристику диффузионизма.