Методические рекомендации по изучению темы
По данной теме необходимо изучить особенности византийской культуры, оформление христианской идеологии; православие как направление христианства, византийское искусство, византийская литература и образованность.
По данной теме необходимо:
знать: особенности византийской культуры;
уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.
Литература: [3], [14], [44], [45], [52], [70].
Вопросы для самопроверки
1. Роль Византии в оформлении христианской культуры.
2. Проявление «срединного положения» византийской культуры (Между Востоком и Западом, между античностью и средневековьем).
3. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика.
4. Православие как направление христианства.
5. Икона и иконоборчество.
6. Назовите черты «византийского стиля» в искусстве.
7. Византийское искусство: синтез античной и христианской традиции.
8. Охарактеризуйте византийское влияние на культуру других стран
ТЕМА 11. КУЛЬТУРА СРДНЕВЕКОВОГО АРАБСКОГО ВОСТОКА
Возникновение и распространение ислама. Отношение ислама к другим монотеистическим религиям. Нормативность социальных установлений ислама. Идея «уммы» в вероучении и политической практике. Арабский язык как объединяющий фактор культуры. Специфика понимания проблемы человека в исламе. Вера и знание в мусульманской культуре. Традиции, направления, течения (сунниты, шииты, хариджиты, суфизм). Праздники в исламе. Арабо-мусульманские мыслители.
Ислам и художественная культура. Коран и исламское искусство. Отношение к пластическим искусствам. Архитектура, каллиграфия, арабеска. Литература и искусство книжной миниатюры.
Научные знания в арабском мире. Влияние культурных традиций арабского востока на западноевропейскую культуру.
Методические рекомендации по изучению темы
Для освоения данной темы необходимо ознакомиться с вопросами: возникновение и распространение ислама; нормативность социальных установлений ислама; вера и знание в мусульманской культуре; ислам и художественная культура; научные знания арабского мира.
По данной теме необходимо:
знать: типологические черты арабо-мусульманской культуры Средневековья;
уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.
Литература: [35], [36], [43], [59].
Вопросы для самоконтроля
1. Возникновение и распространение ислама. Сунниты и шииты.
2. Формирование исламской культуры и цивилизации, её специфика.
3. Средневековые цивилизации мусульман (VII – ХII вв.). Арабский халифат. Багдадский халифат. Монгольское государство.
4. Мусульманский мир после ХV.
5. Роль арабского языка в формировании мусульманской культуры.
6. Объясните причину отсутствия пластических (живопись, скульптура) искусств в арабо-мусульманской культуре.
7. Развитие науки в Арабском халифате и её влияние на систему образования.
8. Ислам в современном мире. «Исламский фундаментализм»: реальная опасность и пути её преодоления.
ТЕМА 12. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Основные черты и категории средневековой культуры. Господство христианского мировоззрения. Основные идеи христианства и формирование нового типа личности. Антично наследие и «варварская» традиция в культуре средневековой Европы. Формирование христианской картины мира как вертикальной шкалы ценностей.
Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества. Корпоративный характер культуры и сословная личность. Культура духовенства. Монашество и монашеские ордена. Культура рыцарства. Вассальная система. Кодекс чести рыцарства. Куртуазная культура средневековья. Образно-символический мир культа Прекрасной Дамы, поэзии трубадуров, мейстерзингеров и труверов. Церемониальный антураж, язык цветов, семиотика жеста, эстетика турнира. Культура третьего сословия. Формирование городской культуры. Университет. Карнавальный характер народной культуры.
Художественная культура. Формы образного переживания мира в средневековой культуре Запада. Христианский идеал и формирование новых эстетических ценностей. Романский и готические стили в европейском искусстве.