Глоссарий

Введение

Тематический план

Рекомендуемая литература

Модуль 1 Структура и состав культурологического знания

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания

Тема 2. Основные понятия культурологии

Тема 3. Основные школы и направления

Тема 4. Становление культурологической мысли в европейской культуре

Модуль 2. Историческая типология культур

Тема 5.Ранние стадии культурной эволюции

Тема 6.Культура Древнего Египта

Тема 7 Индо-буддийская культурная традиция

Тема 8 Китайско-конфуцианский тип культуры

Тема 9. Античность как тип культуры

Тема 10.Культура Византии

Тема 11. Культура средневекового арабского востока

Тема 12.Культура западноевропейского средневековья

Тема 13. Культура средневековой Руси

Тема 14. Культура эпохи Возрождения

Тема 15. Культура Нового времени

Тема 16. Культура ХХ века

Модель 3. Место и роль России в мировой культуре

Тема17. Культура средневековой Руси

Тема 18. .Культура Отечества (ХVIII-ХХ вв.).

Тема 19. Проблемы социокультурного развития региона

Тема 20. Межкультурные коммуникации

Темы контрольных работ

Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

Глоссарий

 


ВВЕДЕНИЕ


 

Целями и задачами изучения курса культурологии является усвоение студентами знаний по следующим вопросам: предмет, структура и состав культурологического знания, функции культуры, методы культурологических исследований; культурология и её междисциплинарные связи; основные понятия культурологии: культура и цивилизация, субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры), культурные ценности и нормы, межкультурная коммуникация и диалог культур, культура в социальном пространстве; антропологические аспекты культуры; историческая типология культуры; культурогенез, особенности различных типов культур: индо-буддийстской, китайско-конфуцианской, исламской, античной, христианской, западной; место и роль России в мировой культуре; культура в современном мире; основные школы и направления в культурологии.

Это позволит студентам овладеть системой знаний о сущности и динамике развития мировой культуры, приобрести умение ориентироваться в истории создания людьми материальных и духовных ценностей, в современных социокультурных процессах.

Теоретические представления о культуре разрабатывались в разные периоды истории, однако в качестве самостоятельной научной дисциплины культурология оформилась во второй половине ХХ века. В наши дни она является дифференцированной системой знаний и включает в себя концепции, в которых раскрывается сущность, функции и закономерности развития культуры. Сохранятся ли мир культуры, мир природы и сам человек как биологический вид во многом зависит от того, какие ценности утвердятся в сознании людей, и будут определять направления их деятельности.

В результате изучения курса будущий специалист должен обладать общекультурными компетенциями:

· культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

 

Данные методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В курсе изучаются основные положения теории культуры, основные понятия предмета, культурные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты культуры, культурная самоидентичность и культурная модернизация, типология культур, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН