Массовая культура и современный культурный кризис

Феномен массовой культуры. Культурологическое содержание понятий «элита» и «масса». Особенности функционирования «организма» элитарной культуры, куммулятивность культурных практик, взаимовлияние субъектов элитарной культуры. Особенности функционирования «механизм» массовой культуры: технологичность, прагматизм, потребление, стандартность, «одноразовость», тиражность как признаки культурного производства в массовой культуре.

Время и причины возникновения массовой культуры в ХХ веке: 1914 – 1939 г.г. как период кризиса элитарной культуры и личностного принципа культурного творчества. Кризис принципов и ценностей классической европейской культуры. Специфика отношений классической и массовой культуры в 30-е г. и в послевоенный период (60-е – 70-е г.г.). Изменения в массовой культуре, происходящие в конце ХХ века: авторитет «эксклюзивного», особенного, экзотичного, уникального.

 

Свобода как культурная универсалия.

Институты массовой культуры: институт «субкультуры детства», институт общего среднего образования, институт СМИ, моды, рекламы, имиджа, общественно-политические институты, институт шоу-бизнеса и др. Роль и задача институтов массовой культуры – формирование идеального потребителя массовой культуры. Мифология массовой культуры: «мистицизм» пост-индустриальной эпохи, иконы массовой культуры.

Роль масс-медиа в формировании мировоззрения и системы ценностей современного человека. Особенности и нформационной культуры XX –XXI в.в. Понятие симулякра и имиджа. Имиджевые технологии и реклама. Социокультурные проблемы компьютеризации и Интернет-технологий.

Особенности постиндустриальной культуры XX - XXI в.в. Разукрупнение предприятий, замена градообразующих принципов принципами «мировой деревни». Структура современного производства , возрастание экономической роли сферы услуг и индустрии досуга в современном производстве.

Постмодернистскя культура, плюрализм культурного мышления, возможности выбора, реабилитация природно-телесных начал. Боди-арт и бодибилдинг как феномены постмодернистской культуры. Судьба авторитарности в эпоху постмодерна. Новая роль субъекта культуры. «Вседозволенность» и «автократия» русского постмодерна, их влияние на развитие русского предпринимательства.

 

IV ОЦЕНОЧНЫЕ средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов