Архитектурный ансамбль Соборной горы.
Краткое историческое описание Смоленского Успенского кафедрального собора. Издание шестое, репринтное. Послесловие В.М. Аникеева. – Смоленск: Годы, 2005.
Новикова, Л. Иконостас Смоленского Успенского собора // Смоленские епархиальные ведомости. 1994. № 2. – С. 43 – 53 (ЧЗП).
Повесть о Меркурии Смоленском // Край Смоленский. 1991. № 5. – С. 28 – 33 (ЧЗП).
Смирнова, А.Т. Смоленск. Архитектурный ансамбль Соборной горы. – М.: Наука, 1983.
Смоленск. Краткая энциклопедия / Под ред. Д.И. Будаева. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994 (ХФ, ИСО).
Суханова, В.А. Памятные места Смоленщины: культурно-исторический атлас Смоленского края. – Смоленск: Русич, 2002.
Дополнительная литература
Батуева, Л.Л. Воспитание историей. – М.: Советская Россия, 1987.
Журавлёва, Л.С. Княгиня М.К. Тенишева. – Смоленск: СГПИ, 1992 (ХФ).
Ильин, В.В. Люди Древней Руси. – Смоленск: Посох, 2000.
Смоленск. Краткая энциклопедия / Под ред. Д.И. Будаева. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994 (ХФ, ИСО).
Шмидт, Е.А. Древнеязыческие святилища на Смоленской земле // Край Смоленский, 1993. № 9 – 10. – С. 91 – 96.
Методические указания
Цель семинарского занятия – обобщить и систематизировать знания о культуре Смоленщины, о её месте в культуре России. Занятие проводится в виде экскурсий в сквер Памяти Героев, Лопатинский сад, художественную галерею им. М.К. Тенишевой, Успенский собор. Экскурсии проводят студенты, которые подготовили доклады семинарского занятия.
Задачи семинара:
– описать историю возникновения Смоленска, версии о первоначальном местонахождении; указать значение археологических раскопок гнёздовских курганов в культуре Киевской Руси; коротко охарактеризовать зодчество Смоленска XII – XIII вв., XVII – XIX вв., историю создания, архитектурные особенности и значение Смоленской крепостной стены в 1609 – 1611 гг., в 1812 г., её судьбу в XIX – XX вв.; описать памятники войны с Наполеоном; рассмотреть роль смолян в науке и искусстве XIX – XX вв.;
– изучить факты биографии княгини М.К. Тенишевой; рассмотреть историю создания в Талашкине культурного центра и историко-этнографического музея, а также работы известных русских и зарубежных художников, находящиеся в художественной галерее им. М.К. Тенишевой;
– охарактеризовать архитектурный ансамбль Соборной горы, историю Успенского собора, святыни Успенского собора, художественные особенности иконостаса.