Методические указания

 

Цель семинарского занятия – охарактеризовать особенности мировоззрения древних греков и древних римлян, выраженные в дилеммах дух – тело, разум – чувство, общественное – индивидуальное, объективное – субъективное; проанализировать основные этапы развития античной культуры; раскрыть значение античной культуры в мировом культурно-историческом процессе.

Задачи семинара:

– указать хронологические рамки эгейской, древнегреческой и древнеримской культур; охарактеризовать каждый период;

– исследовать влияние древневосточной, древнегреческой, этрусской культур на римскую культуру;

– рассмотреть достижения каждого периода в области религии, общественной жизни, философии, науки, искусства; описать основные памятники искусства каждого периода;

– раскрыть роль античной культуры в мировой культуре.

Семинар № 6

Христианская и исламская культуры

1. Картина мира и ценностные ориентации христианства:

а) социокультурные предпосылки возникновения и развитие христианства;

б) духовные ценности христианства, основные положения Ветхого Завета и Нового Завета;

в) христианское понимание сущности человека;

г) основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.

2. Влияние христианства на культуру Средневековой Европы.

3. Картина мира и ценностные ориентации ислама.

 

Термины

Агиография, готический стиль, евангелие, закят, иконопись, католицизм, литургическая драма, медресе, мечеть, миракль, монотеизм, моралите, намаз, патристика, православие, протестантизм, романский стиль, трансцендентный, умма.

Доклады

Культура западноевропейского средневековья.

Запад и Восток: традиции и современность. История и теория культуры: Учебное пособие для негуманитарных специальностей. – М.: Об-во "Знание" России, 1993. – С. 24 – 43 (ЧЗ).

История и культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – Гл. 5 (ЧЗ).

Карпушина, С.В., Карпушин, В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE, 1998. – Гл. 21 – 23 (ЧЗ).

Кравченко, А.И. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Проспект: ТК "Велби", 2006. – С. 266 – 285 (ЧЗ).