Культура советской России
После победы Октябрьской революции страна предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма: свободу, равенства, братство, счастье, солидарность.
Советский период в истории России продолжался 74 года (1917–1991). Созданное социалистическое общество не поддается однозначной оценке. Положительные стороны, значительные успехи и достижения сочетаются в нем с негативными сторонами, серьезными провалами и ошибками. Культура советского периода сложна, противоречива и неоднозначна, как и создавшее ее общество.
Советская культура и культура советского периода – далеко не одно и то же. Русская культура советского периода существовала как бы в трех ипостасях: русская советская культура, культура инакомыслия и культура русского зарубежья.
Культура русского зарубежья формировалась из четырех «волн» эмиграции, среди которых наиболее значима для сохранения и развития русской культуры первая «волна», вызванная Октябрьской революцией 1917 года. Она была явлением особого рода, массовым исходом русской интеллигенции за рубеж. Всего вне пределов образованного в 1922 году СССР оказалось около 10 млн. русских. Эмиграция состояла из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предприняла все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык, культуру и не ассимилироваться в странах проживания. Благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальных характер, а дети эмигрантов получили образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы. Культура во многом продолжала традиции серебряного века русской культуры.
Вторая «волна» русской эмиграции связана с Великой Отечественной войной, ставшей для России новым страшным испытанием.
Третья (диссидентская) «волна» эмиграции относится к шестидесятым – семидесятым годам XX века. Она выросла на традиции инакомыслия советского периода. Толчком к ней стала хрущевская «оттепель», давшая возможность выезда или выдворения из СССР. Основной костяк этой эмиграции составила научно-техническая интеллигенция. Значительное место в этой эмиграции заняла еврейская эмиграция. В отличие от первой «волны», большинство эмигрантов диссидентской «волны» хотели покинуть страну.
Четвертая «волна» снова связана, как и первая, с кризисом распада и развала, но на этот раз СССР. Люди покидали и покидают страну, не веря в возможность возрождения России. Эта волна не стремится сохранить духовно-культурную связь с Родиной и патриотический пафос, так свойственные первой «волне». Это абсолютно безыдейная эмиграция, ориентированная исключительно на достижение собственного благополучия.
Основной формой существования и развития русской культуры в советский период была советская культура.
Советская культура была культурой общества и государства, основанного на административно-командной, тоталитарной системе.
Советская культура воплощалась в крупномасштабной системе идеологического воспитания, образования, художественного метода социалистического реализма, насаждалась через массовую культуру. Таким образом, будучи тоталитарной по своей сути, советская культура может быть охарактеризована следующими, присущими ей чертами: политизированность и идеологизированность; противоречивость; массовость и просветительский характер; оптимистичность и устремленность в будущее; интернациональность и патриотизм.
Контрольные вопросы
1. Влияют ли географические условия России на ее судьбу?
2. Как выражались представления о мире и человеке в русском языческом искусстве?
3.В чем смысл спора между западниками и славянофилами?
4. Какую роль в истории России сыграло крещение?
5. Что такое соборность?
6. Как понять слова Н.А. Бердяева о том, что русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ?
7. Что побудило Тютчева написать о том, что «умом Россию не понять»?
8. Как можно определить национальную идею России?
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
1. Каково этимологически первое значение термина «культура»:
а) община, город, государство;
б) возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание;
в) усовершенствование человеческого рода;
г) умение мыслить, рассуждать;
д) традиционное ведение хозяйства.
2. Кто из ученых дал первое определение культуры:
а) Л.Г. Морган;
б) Н.А.Бердяев;
в) П.А.Сорокин;
г) О.Шпенглер;
д) Э.Б.Тайлор.
3. Кому из мыслителей принадлежит следующее изречение: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом»:
а) Н.Бердяеву;
б) Ф.Ницше;
в) К.Ясперсу;
г) А.Тойнби.
4. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира, специфика которых обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов:
а) культурные аспекты;
б) культурный императив;
в) культурные различия;
г) культурные универсалии.
5. Какое из предлагаемых определений культуры наиболее полно раскрывает ее сущность:
а) результат всей человеческой деятельности;
б) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
в) установленный или принятый порядок поведения, хорошие манеры, умение вести себя.
6. Что можно назвать культурными ценностями:
а) то, что возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия;
б) явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества;
в) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
г) энергетика духа, способ и форма его самоорганизации;
д) дорогостоящие предметы искусства.
7. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого произошло название культурология:
а) культура;
б) агрокультура;
в) вспашка;
г) обработка, возделывание.
8. Кто является основателем буддизма:
а) Заратуштра;
б) Лао Цзы;
в) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни;
г) Конфуций.
9. Как называется движение за объединение церквей:
а) реформация;
б) межконфессиональное единство;
в) экуменизм;
г) интеграция.
10. Как называется устойчивая этническая общность, возникшая на основе языковой, территориальной, социально-экономической, культурной общности, особенностей психического склада в процессе образования внутреннего рынка:
а) народность;
б) национальность;
в) народ;
г) нация.
11. Каким термином культурологи обозначают процесс вхождения индивида в общество и культуру, освоение им социокультурного пространства:
а) антропогенез;
б) инкультурация;
в) интенсификация;
г) адаптация.
12. С каким явлением принято связывать появление религиозных представлений у первобытного человека:
а) запретом кровосмешения;
б) использованием огня;
в) созданием орудий труда;
г) обычаем кровной мести;
д) обычаем хоронить умерших.
13. Как называют человека, отступившего от христианского вероучения и общепринятых церковных правил и порядков:
а) антихрист;
б) изменник;
в) супостат;
г) еретик.
14. Какие религии относятся к мировым:
а) православие, протестантизм, католицизм;
б) буддизм, ислам, христианство;
в) синтоизм, конфуцианство, бахаизм;
г) кришнаизм, даосизм, иудаизм.
15. Как называется священная книга иудейской религии:
а) Библия;
б) Коран;
в) Тора;
г) Талмуд.
16. Какая из перечисленных религий является по своему происхождению наиболее ранней:
а)ислам;
б) христианство;
в) иудаизм;
г) буддизм.
17. Какая из религий осуществляет жесткий запрет на изображение всего живого:
а) католичество;
б) православие;
в) ислам;
г) буддизм.
18. К какому времени относится возникновение ислама:
а) первая половина VII в.;
б) VI–V вв. до н.э.;
в) первая половина I в.;
г) V–VI вв.;
д) VII–VIII вв.
19. Какая проблема привела к расколу ислама:
а) основные догматы веры;
б) морально-этические установки;
в) борьба за власть;
г) различия в обрядовости;
д) значимость личности.
20. Какой из пяти «столпов» исламского вероучения является основным догматом веры:
а) молитва;
б) единобожие и признание пророческой миссии Мухаммеда;
в) пост;
г) налог в пользу бедных;
д) паломничество.
21. Где изложены жизнь и деяния Иисуса Христа:
а) в Ветхом завете;
б) в Евангелиях;
в) в Анналах;
г) в эпических поэмах;
д) в суннах.
22. Кто является автором книги «Первобытное общество», в которой дано одно из первых определений культуры:
а) Л.Уайт;
б) Л. Морган;
в) М. Мид;
г) Э. Тайлор.
23. Как называется направление в русской общественной мысли , выражавшее протест против заимствования элементов культуры и политического строя Запада:
а) западничество;
б) славянофильство;
в) европоцентризм;
г) евразийство.
24. Как называется процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями:
а) социальная интеграция;
б) инкультурация;
в) культурная интеграция;
г) этническая интеграция.
25. Как называются ценности, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни:
а) трудовые;
б) витальные;
в) социальные;
г) нравственные.
26. Назовите исследователя культуры, отождествлявшего понятия «цивилизация» и «культура»:
а) Э.Трельч;
б) А.Тойнби;
в) А.Тоффлер;
г) Э.Тайлор.
27. Как называется основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса:
а) заимствование;
б) аккультурация;
в) преемственность;
г) алиенация.
28. Как называют науку, изучающую быт и культуру древних народов по сохранившимся памятникам:
а) археология;
б) антропология;
в) антропософия.
29. Как называется направление в искусстве последней трети XIX – начала XXв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления:
а) кубизм;
б) имажинизм;
в) импрессионизм;
г) примитивизм.
30. Назовите хронологические рамки классицизма:
а) XVII – XX вв.;
б) XVII – начало XIXв.;
в) XVI – начало XIX в.;
г) начало XVII – начало XVIII в.
31. В какой европейской стране возник классицизм:
а) Италия;
б) Германия;
в) Англия;
г) Франция.
33. Как называется функция культуры, связанная с выработкой механизмов, средств, способов, правил, при помощи которых оптимизируется, упрощается, становится более эффективным приспособление человека к природной социальной среде:
а) организационно-регулятивная;
б) ценностно-нормативная;
в) адаптационная;
г) коммуникативно-информационная.
34. Назовите культурологов, противопоставлявших понятия «культура» и «цивилизация»:
а) Э. Тайлор и Т. Парсонс;
б) О. Шпенглер и Н. Бердяев;
в) П. Сорокин и Т. Парсонс;
г) Ю. Лотман и М Бахтин.
35. В научный обиход термин «средние века» ввели:
а) итальянские гуманисты эпохи Возрождения;
б) просветители;
в) религиозные философы XIX века;
г) деятели культуры VI – VII вв.
36. «Средневековье» – это:
а) политическая концепция;
б) историческая эпоха;
в) способ производства;
г) художественный стиль;
д) философская система.
37. Какая религия явилась основой европейской культуры Средневековья:
а) иудаизм;
б) ислам;
в) христианство;
г) буддизм;
д) конфуцианство.
38. К первым формам религии первобытного общества не относится:
а) магия;
б) тотемизм;
в) ритуал;
г) фетишизм.
39. Термин «культурогенез» означает:
а) процесс возникновения и становления культур;
б) процесс упадка культуры;
в) процесс стагнации культурного развития;
г) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры.
40. Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени – это:
а) традиция;
б) обряд;
в) ритуал;
г) обычай.
41. Отличительными чертами субкультуры являются «стили». Основным элементом стиля не является:
а) манера поведения;
б) образование;
в) образ;
г) сленг.
42. Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, – это культура:
а) локальная;
б) глобальная;
в) корпоративная;
г) массовая.
43. Идейно-художественным направлением европейской культуры конца XVIII – нач. XIX века, отразившим разочарование итогами Французской революции, является:
а) сентиментализм;
б) примитивизм;
в) романтизм;
г) рационализм.
44. Процесс «вхождения» индивида в общество, освоение им общественных ценностей называется:
а) приспособление к окружающей среде;
б) социализация;
в) культурный диффузионизм;
г) аккультурация.
45. Культурой какого общества является культура постмодернизма:
а) архаического;
б) индустриального;
в) доиндустриального;
г) постиндустриального.
46. В книге какого философа современности впервые изложены основные черты постмодернизма:
а) Ж.- П. Сартр;
б) Ж.Ф. Лиотар;
в) М. Хайдеггер;
г) А. Камю.
47. Символом постмодернизма является:
а) ризома;
б) квадрат;
в) дерево;
г) круг.
48. В чем состоит главное назначение массовой культуры:
а) предоставлять информацию;
б) предоставлять развлечение;
в) заставлять размышлять;
г) побуждать к творчеству.
49. Назовите культурологов, противопоставлявших понятия «культура» и «цивилизация»:
а)Э. Тайлор и Т. Парсонс;
б) О. Шпенглер и Н. Бердяев;
в) П. Сорокин и Т. Парсонс;
г) Ю. Лотман и М. Бахтин.
50. Кто из английских литераторов написал роман «Сентиментальное путешествие», после выхода в свет которого вошел в оборот термин «сентиментализм»:
а) Л. Стерн;
б) С. Ричардсон;
в) Т. Смоллет;
г) О. Голдсмит.
51. Какое человеческое качество в Средние века составляло высшую ценность в моральном кодексе рыцарства:
а) отвага;
б) рыцарская честь;
в) щедрость;
г) религиозность.
52. Какое общественное явление наиболее полно интегрировано в культуру:
а) искусство;
б) политика;
в) нравственность;
г) право.
53. Какое понятие наиболее близко культуре эпохи Просвещения:
а) религия;
б) наука;
в) творчество;
г) этика.
54. К какому литературному течению относятся творчество А. Блока:
а) акмеизм;
б) символизм;
в) романтизм;
г) футуризм.
55. Понятие «вторая природа» употребляется как синоним одного из перечисленных терминов. Назовите этот термин:
а) общество;
б) техника;
в) культура;
г) цивилизация.
56. Кто из французских философов полагал, что прогресс культуры сопровождается упадком нравов:
а) Д.Дидро;
б) Ф.Вольтер;
в) Ш.Монтескье;
г) Ж.-Ж. Руссо.
57. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения:
а) «Божественная комедия» Данте Алигьери;
б) «История моих бедствий» П. Абеляра;
в) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле;
г) «Африка» Ф. Петрарки.
58. Какая из функций искусства является важнейшей:
а) познавательная;
б) воспитательная;
в) дидактическая;
г) эмотивная.
59. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, культурологи обычно разделяют ее на следующие три формы. Назовите их:
а) мужская, женская, молодежная;
в) языческая, религиозная, светская;
г) элитарная, массовая, народная.
60. К какой форме культуры относится изящное искусство, классическая музыка и литература:
а) народной;
б) элитарной;
в) массовой;
в) молодежной.
61. К какой форме культуры относятся мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы:
а) массовой;
б) элитарной;
в) народной;
г) молодежной.
62. Когда сформировались «классицизм»:
а) во Франции в период абсолютизма (XVII в.);
б) в XVIII в. в Европе;
в) в период Возрождения;
г) в период эллинизма.
63. Как называется культурное достояние, которое прошло испытание временем и передается поколениям как нечто особо почитаемое, содержащее образец для подражания:
а) культурное достижение;
б) культурный опыт;
в) культурное наследие;
г) культурные универсалии.
64. Какая форма религиозных представлений основывается на вере в способность человека с помощью особых действий или слов воздействовать на окружающий мир:
а) фетишизм;
б) магия;
в) анимизм;
г) тотемизм;
д) политеизм.
65. Какой вид средневекового искусства был центральным, синтезирующим:
а) пение;
б) архитектура;
в) танцы;
г) музыка;
д) живопись.
66. Какая страна первой начала переход к эпохе Возрождения:
а) Франция;
б) Италия;
в) Испания;
г) Голландия;
д) Германия.
67. Кто ввел в научный оборот термин «Возрождение»:
а) Данте Алигьери;
б) Леонардо да Винчи;
в) Джорджио Вазари;
г) Франсуа Рабле;
д) Эразм Роттердамский.
68. Кого воспел в своих сонетах Франческо Петрарка:
а) Лауру;
б) Беатриче;
в) Джульетту;
г) Дездемону;
д) Офелию.
69. Какая религия стала стержнем древнерусской культуры:
а) ислам;
б) иудаизм;
в) православие;
г) католицизм.
70. Кто из европейских мыслителей написал работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:
а) Ф.Ницше;
б) О.Шпенглер;
в) Г.Спенсер;
г) Дж. Фрэзер.
71. Кто из ученых был самым известным продолжателем дела З.Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур:
а) Э.Фромм;
б) К.Юнг;
в) Г.Рохейм;
г) М.Мид.
72. Одной из важнейших категорий современной культурологии является понятие «осевое время». Кто ввел его в научный оборот:
а) К.Ясперс;
б) О.Шпенглер;
в) С. де Бовуар;
г) М.Мид;
д) М.Хайдеггер.