Психоанализ З. Фрейда о природе культуры

Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

«Осень Средневековья», Оригинальная концепция культуры как Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий".Подзаголовок "Опыт определения игрового элемента культуры". «Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра». Рассматривает игру в нескольких аспектах: - как вид деятельности, - как форму происхождения культуры, - как обязательный элемент всякой культурной активности, - как движущую силу развития культуры, - потребность в игре не связана с какой-либо ступенью развития культуры, с какой-то формой миросозерцания, - игра как «свободное действование», обладающее собственным временем и пространством. Стремится проследить роль игры во всех культурных сферах: в поэзии, философии, науке, юриспруденции, войне, быту — во всей истории.

В XX в. на первое место в Игре выдвинулся спорт.

«В тени завтрашнего дня», («Диагноз духовного недуга нашей эпохи») был опубликован в 1935 г, переведен на многие языки мира, многократно переиздавался. Каков же этот диагноз? Культура переживает период острого духовного кризиса. Для выздоровления необходимо обновление духа.

«Необходимо внутреннее очищение самого индивидуума Должен измениться сам духовный habitus (состояние) человека». "Новую культуру может создать только очистившееся человечество".

Гуманистическая культурология А. Швейцера.

Труд «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры». 1914-1917. Несвободный, разобщенный, ограниченный современный человек одновременно находится под угрозой стать негуманным. Каков же выход из тупика бескультурья? Вутверждении нравственности. Нравственный принцип благоговения перед жизнью. Все мы должны задуматься над смыслом жизни.Мы не знаем, что человек означает для Земли. Поэтому напрасно искать смысл в объяснении его существования. Главная идея всей гуманистической концепции культуры состоит в утверждении жизни как высшей ценности

 

Человек, творчество и культура в творчестве Н.А. Бердяева.

Социокультурная динамика П. Сорокина