ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ В АНТИЧНОСТИ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Цели семинарского занятия:
1. Узнать содержание культурологических концепций в период античности.
2. Узнать содержание культурологических концепций западноевропейского средневековья.
3. Выяснить причины трансформации культурологических идей в период античности и средневековья.
План:
1. Представления о культуре античного мира.
2. Представления о культуре в западноевропейском средневековье.
3. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье, причины их изменений.
Входные компетенции:
Студент из дисциплин «история» и «философия» должен знать:
1. Хронологию и территориальные рамки, ключевые исторические события античности и средневековья.
2. Основные философские течения античности и средневековья.
Основные понятия и положения темы:
«Две истины» — сформулированное одним из духовных отцов средневековой топической церкви Фомой Аквинским учение о возможности примирения двух истин — знания естественных законов мира и знания Божественного промысла.
«Civis» — гражданин античного полиса; civitas — античный город-государство.
«Colerecultura» — возделывание, обработка, уход, улучшение; agricultura— культивирование земли, природы; cultura juris — создание и совершенствование права, выработка правил поведения; cultura-color— художественная культура; cultura animi — интеллектуальная культура.
«Paideia» — воспитание в духе добродетельного служения общественному благу. paideuma (греч. приобретённое путём воспитания) — введённое этнологом Л. Флобениусом понятие, производное от paideia — воспитания; выражает «внутреннее содержание, сущность культуры», распространённой в какой-либо географической области, душу, дух данной области.
«Techne»— многозначное понятие в античной культуре и цивилизации: не только техника в вещественном смысле, но и искусство творения и культивирования вещей, структур, идей и процессов.
«Virtu» — гражданская доблесть или честь; в древнем Риме — выше всех остальных благ и почестей.
«Vita activa» — политическая и духовная жизнедеятельность, направленность интеллекта и воли на добродетель — творение добра.
«Античность» – (восходит к лат. antiquitas – древность) исторический период, протекавший в VIII в. до н.э. – V в. н.э. на территории Средиземноморского бассейна.
«Апокалипсис» (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство.
«Ересь» (греч. hairesis - особое вероучение) — различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа.
«Калокагатия» – (от греч. kalos kai hagatos – красивый и хороший) древнегреческое понятие, которое буквально можно перевести как «прекрасно-совершенный». Идеал личности, всесторонне развитой, обладающей физическим совершенством и душевной целостностью.
«Клерикализм» (позднелат. clericalis — церковный) — теория и практика защиты интересов католической церкви и её главы, укрепления их авторитета.
«Культура» – (лат. cultura – возделывание). Первоначальное употребление в качестве возделывания земли. Впервые использовано в III в. до н.э. в труде политика и мыслителя Римской республики Марка Порция Катона «Агрикультура».
«Монотеизм» (греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином Боге; в строгом смысле монотеистическими являются иудаизм и ислам, в широком смысле — христианство («троица»).
«Пайдейя» – (от греч. pais – ребенок) древнегреческое понятие, близкое по содержанию и восприятию термину «культура». Обозначает процесс воспитания человека, ограниченный рядом условий, целью которого является становление человеческой личности, стремящейся к идеалу (калокагатии).
«Политеизм» (греч. polys — много и theos — Бог) — многобожие, почитание многих богов.
«Полития»(греч. politeia) — цивилизованная политическая организация свободных граждан.
«Раскол (церковный)»— великое разделение христианских церквей, которое началось в 1054 г. и упрочилось как две подсистемы христианства.
«Средневековье» – исторический период V-XV вв. н.э. на территории Западной Европы.
«Теократия» (греч. theos — Бог, kratos — власть) — буквально боговластие; изначально — концепция власти, непосредственным источником которой является Бог; «Н власти, которая не от Бога» (ап. Павел); в последующей интерпретации — форм правления, в которой высшая государственная власть принадлежит церкви.
«Теоцентризм» – (греч. teos — бог и лат. centrum — центр) характеристика культурологической концепции, согласно которой, бог есть источник культуры, а религиозные и культовые идеи и практики – важнейшая и единственная возможность приобщения к божественному, к культуре. Ключевое понятие западноевропейской средневековой культурологической мысли, основанной на христианской религии. Обоснованно в Священном писании и трудах христианских мыслителей: Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других.
«Эсхатология»(греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия № 1 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Теория культуры эпохи античности | Доклады по теме | 30 мин. | |
Теория культуры эпохи средневековья | Доклады по теме | 30 мин. | |
Особенности содержания и трансформации представлений о культуре в Европе античности и средних веков | Дискуссия, обсуждение темы | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от современного значения?
2. В чем заключаются особенности «пайдейи» как процесса нацеленного воспитания?
3. Что Марк Порций Катон подразумевал под термином «культура»?
4. Каковы особенности сопряжения понятий культура и humanitas?
5. Какие основные ценности унаследовали от античности европейская и американская цивилизации?
6. Что такое «аполлоновское» и «дионисийское» начала в европейской культуре?
7. Оцените роль христианства в становлении средневековых представлений о культуре.
Темы докладов и рефератов:
1. Человеческая личность в античной и средневековой культурах.
2. Культурологические идеи Платона.
3. От земледелия к гражданству. Вклад Катона и Цицерона в становление теории культуры.
4. Град Божий и культура человечества – культурологические идеи Августина Блаженного.
5. Культурология средневековья – любовь к богу Фомы Аквинского и любовь к человеку Данте Алигьери.
6. Человеческое тело в художественном осмыслении античности и средневековья.
7. Медицина и врачевание в античном и средневековом осмыслении и практике.
8. Воспитание ребенка в Европе античности и средневековья.