Синергетическая модель социокультурной динамики

Сама необходимость изучения динамических процессов в различных системах, в том числе и в культуре, породила новое научное направление, получившее название "синергетика". Его основателями были бельгийский физик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии (1977) Илья Романович Пригожин(род. в 1917) и немецкий физик Г. Хакен.

Применение синергетики к пониманию сложных феноменов культурного развития носит характер гипотезы. Согласно синергетическим идеям культура предстает перед нами в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Открытость системы означает наличие в ней источников (входов) и стоков (выходов), обмена веществом и энергией с окружающей средой. Среда выступает носителем различных форм будущей организации, сферой поливариантных путей развития. Причем стоки и источники имеют место в каждой точке самоор­ганизующихся систем, то есть процессы обмена происходят в каждой точке данной системы: постоянно притекают какие-то вещества или энергии и отводятся продукты обмена. Ярким примером такой системы является человеческое тело с его процессами питания, выделения, теплообмена.

Открытость системы выступает необходимым, но недостаточ­ным условием для ее самоорганизации: не всякая открытая система самоорганизуется, строит структуру. Для этого необходимо наличие двух противоположных начал: начала, созидающего структуры, наращивающего неоднородность структуры за счет действия источника (порядок); и начала, размывающего, рассеивающего неоднородность (диссипативное начало, хаос). Роль диссипации подоб­на роли скульптора, отсекающего от каменной глыбы (системы) все ненужное, лишнее. Поэтому она является необходимым элементом саморазвития мира.

Таким образом, в основе синергетической концепции развития лежит диалектика порядка и хаоса, созидания и разрушения. Если диссипативное (рассеивающее, отсекающее) начало сильнее наращивающего (создающего структуры), то в таком режиме новые структуры возникнуть не могут. При полном отсутствии рассеивающих процессов (диссипации) организация также не может возникнуть, поскольку именно эти процессы вы­водят систему на аттрактор, то есть на тенденцию струк­турирования системы. Борьба этих двух начал и составляет внутренний механизм формирования, перестройки, достраивания, объединения и распада сложных систем.

В процессах самоорганизации обнаруживается амбива­лентная природа хаоса. С одной стороны, хаос разрушителен, так как сложные системы весьма чутко реагируют даже на малые хаотические флуктуации (отклонения). С другой стороны, хаос созидателен и конструктивен, так как служит механизмом вывода системы на аттракторы развития, смены различных режимов этого развития, а также механизмом согласования темпов эволюции при объединении простых структур в сложные. Таким образом, хаос можно уподобить двуликому Янусу: разрушая, он созидает, а, созидая, приводит к разрушению. Наличие в системе этих двух начал (порядка и хаоса) делают систему неравновесной, неустойчивой, нестабильной.

Нелинейность системы означает множественность путей ее эво­люции, то есть, когда изменение параметров системы оказывается сверх критических значений, система структурируется иным обра­зом. При увеличении концентрации управляющего параметра она все дальше уходит от равновесия. При некоем критическом зна­чении этого параметра система достигает своего порога ус­тойчивости. Возникают, как минимум, два (или более) возможных направления развития. Это критическое значение называется точ­кой бифуркации (полифуркации). Попадая в поле притяжения определенного аттрактора, система неизбежно развивается в сторону этого относительно устойчивого состояния, в сторону этой структуры.

Называя состояние системы вблизи этих точек (когда система как бы делает "выбор" дальнейшего пути эволюции) неус­тойчивостью, Пригожин представляет в качестве механизмов "запускающих" режим неустойчивости именно случайные откло­нения (флуктуации). То есть вблизи моментов бифуркаций, откры­вающих поливариантность развития системы, случайность играет решающую роль. Таким образом, именно "нелинейность" выступает фундаментальным концептуальным узлом новой парадигмы мыш­ления.

При данном понимании динамических процессов становится ясно, что таким сложноорганизованным системам, как культура, нельзя навязывать пути их развития. Проблема управления в свете синергетики сводится к необходимости понимания того, как способствовать их собствен­ным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути.

Несмотря на множественность путей эволюции (целей развития) в точках бифуркации проявляется некая предопределенность развертывания процессов. Сегодняшнее состояние культуры определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего. Применительно к человеку, именно осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его нынешнее поведение.

Синергетика открывает новые принципы управления сложными системами, где главным оказывается не сила, а малые, но правильно организованные воздействия. Подобные идеи высказывал тыся­челетия назад родоначальник даосизма Лао-Цзы: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое.

Именно два противоположных начала — "порядок" и "хаос" — обусловливают протекание социокультурных процессов. С одной стороны, государственные структуры, с другой — диссипативные процессы, проявляющиеся, например, в росте преступности и терроризма. С одной стороны, поиски моделей экономического планирования, с другой — стихия рыночной экономики.

Благодаря синергетике становится очевидно, "что логическому ряду: обратимость —детерминированность — логика — закон — порядок противостоит более адекватный сегодняшней реальности ряд: необратимость — асимметрия — энтропия — хаос" [Пригожин, с. 50].

Итак, основные тезисы синергетической концепции развития таковы:

- Без неустойчивости не может быть развития. Неустойчивость есть условие динамического развития.

- Устойчивость мира и культуры относительна, она возможна лишь на отдельных (даже длительных) стадиях и до определенной степени.

- Достигая своего предельно развитого состояния, сложные системы обретают тенденцию к распаду. Возникновение нового неразрывно связано с хаосом, неустойчивостью и случайностью.

- Любая устойчивость рано или поздно оборачивается нестабильностью. Стадии возникновения и распада, равновесности и неустойчивости сменяют друг друга.

Синергетика дает принципиально новое понимание хаоти­ческих процессов, характерных для всех сфер социокультурной жизни, как неявной потенциальной упорядоченности, способности к самоорганизации. Если в XIX веке конструктивной основой мировоззрения вы­ступала биологическая наука (на ее основе, например, сформи­ровались эволюционистский и органистический взгляды на культуру), то сегодня подобную роль выполняют математические модели, разрабатываемые в рамках синергетики. Они вносят новое понимание возможностей поведения сложноорганизованных систем (в том числе и культуры) и возможных способов управления ими.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятия "динамика" и "развитие". В чем сходство и различие между ними?

2. В чем смысл понятий "прогресс", "регресс"?

3. Охарактеризуйте эволюционные взгляды на социокультурную динамику.

4. В чем основное содержание концепции культуры Л. Моргана?

5. В чем состоит сущность диалектико-материалистического понимания истории?

6. Дайте характеристику марксистской концепции обществен­но-экономических формаций.

7. Что означает термин цикличность?

8. Охарактеризуйте циклические представления о социокультур­ной динамике.

9. В чем смысл теории круговорота в истории Дж. Вико?

10. Охарактеризуйте представления О. Шпенглера о жизни "культурных организмов".

11. В чем сущность концепции "вызовов — ответов" А. Тойнби?

12. Что такое этногенез по Л.Н. Гумилеву?

13. Понятие пассионарности в концепции Л.Н. Гумилева, в чем его смысл?

14. Охарактеризуйте "этническую историю" Л.Н. Гумилева.

15. В чем сущность концепции длинных экономических волн, разработанной Н.Д. Кондратьевым?

16. Охарактеризуйте основные фазы циклической динамики хозяйственно-экономической системы в концепции Н.Д. Кондрать­ева.

17. Охарактеризуйте основные положения теории социокультур­ной динамики П. Сорокина.

18. В чем заключается специфика идеационального искусства? науки? морали? права?

19. В чем заключается специфика чувственного искусства? науки? морали? права?

20. Нарисуйте схему волнообразной социокультурной динамики П. Сорокина.

21. В каких формах может быть осуществлен переход от идеационального к чувственному типу культуры в концепции П. Сорокина?

22. Охарактеризуйте основные положения концепции динамики культуры Ю. Лотмана.

23. Какие два типа динамических процессов культуры выделя­ются в концепции Ю. Лотмана?

24. Охарактеризуйте синергетику как научное направление, изучающее динамические процессы в различных системах.

25. Возможно ли применение синергетики к пониманию куль­турной динамики?

26. В чем состоит механизм динамических процессов согласно синергетике?

27. Какие масштабы и виды шкал применяются исследовате­лями при описании социокультурных изменений?

28. В чем проявляются процессы восхождения, спада и кризиса в социокультурной динамике?

29. Охарактеризуйте устойчивость и изменчивость в культуре.

30. Каковы представления об эволюции в современном неоэво­люционизме?

31. Что такое глобальная эволюция?