Синергетическая модель социокультурной динамики
Сама необходимость изучения динамических процессов в различных системах, в том числе и в культуре, породила новое научное направление, получившее название "синергетика". Его основателями были бельгийский физик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по химии (1977) Илья Романович Пригожин(род. в 1917) и немецкий физик Г. Хакен.
Применение синергетики к пониманию сложных феноменов культурного развития носит характер гипотезы. Согласно синергетическим идеям культура предстает перед нами в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Открытость системы означает наличие в ней источников (входов) и стоков (выходов), обмена веществом и энергией с окружающей средой. Среда выступает носителем различных форм будущей организации, сферой поливариантных путей развития. Причем стоки и источники имеют место в каждой точке самоорганизующихся систем, то есть процессы обмена происходят в каждой точке данной системы: постоянно притекают какие-то вещества или энергии и отводятся продукты обмена. Ярким примером такой системы является человеческое тело с его процессами питания, выделения, теплообмена.
Открытость системы выступает необходимым, но недостаточным условием для ее самоорганизации: не всякая открытая система самоорганизуется, строит структуру. Для этого необходимо наличие двух противоположных начал: начала, созидающего структуры, наращивающего неоднородность структуры за счет действия источника (порядок); и начала, размывающего, рассеивающего неоднородность (диссипативное начало, хаос). Роль диссипации подобна роли скульптора, отсекающего от каменной глыбы (системы) все ненужное, лишнее. Поэтому она является необходимым элементом саморазвития мира.
Таким образом, в основе синергетической концепции развития лежит диалектика порядка и хаоса, созидания и разрушения. Если диссипативное (рассеивающее, отсекающее) начало сильнее наращивающего (создающего структуры), то в таком режиме новые структуры возникнуть не могут. При полном отсутствии рассеивающих процессов (диссипации) организация также не может возникнуть, поскольку именно эти процессы выводят систему на аттрактор, то есть на тенденцию структурирования системы. Борьба этих двух начал и составляет внутренний механизм формирования, перестройки, достраивания, объединения и распада сложных систем.
В процессах самоорганизации обнаруживается амбивалентная природа хаоса. С одной стороны, хаос разрушителен, так как сложные системы весьма чутко реагируют даже на малые хаотические флуктуации (отклонения). С другой стороны, хаос созидателен и конструктивен, так как служит механизмом вывода системы на аттракторы развития, смены различных режимов этого развития, а также механизмом согласования темпов эволюции при объединении простых структур в сложные. Таким образом, хаос можно уподобить двуликому Янусу: разрушая, он созидает, а, созидая, приводит к разрушению. Наличие в системе этих двух начал (порядка и хаоса) делают систему неравновесной, неустойчивой, нестабильной.
Нелинейность системы означает множественность путей ее эволюции, то есть, когда изменение параметров системы оказывается сверх критических значений, система структурируется иным образом. При увеличении концентрации управляющего параметра она все дальше уходит от равновесия. При некоем критическом значении этого параметра система достигает своего порога устойчивости. Возникают, как минимум, два (или более) возможных направления развития. Это критическое значение называется точкой бифуркации (полифуркации). Попадая в поле притяжения определенного аттрактора, система неизбежно развивается в сторону этого относительно устойчивого состояния, в сторону этой структуры.
Называя состояние системы вблизи этих точек (когда система как бы делает "выбор" дальнейшего пути эволюции) неустойчивостью, Пригожин представляет в качестве механизмов "запускающих" режим неустойчивости именно случайные отклонения (флуктуации). То есть вблизи моментов бифуркаций, открывающих поливариантность развития системы, случайность играет решающую роль. Таким образом, именно "нелинейность" выступает фундаментальным концептуальным узлом новой парадигмы мышления.
При данном понимании динамических процессов становится ясно, что таким сложноорганизованным системам, как культура, нельзя навязывать пути их развития. Проблема управления в свете синергетики сводится к необходимости понимания того, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути.
Несмотря на множественность путей эволюции (целей развития) в точках бифуркации проявляется некая предопределенность развертывания процессов. Сегодняшнее состояние культуры определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего. Применительно к человеку, именно осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его нынешнее поведение.
Синергетика открывает новые принципы управления сложными системами, где главным оказывается не сила, а малые, но правильно организованные воздействия. Подобные идеи высказывал тысячелетия назад родоначальник даосизма Лао-Цзы: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое.
Именно два противоположных начала — "порядок" и "хаос" — обусловливают протекание социокультурных процессов. С одной стороны, государственные структуры, с другой — диссипативные процессы, проявляющиеся, например, в росте преступности и терроризма. С одной стороны, поиски моделей экономического планирования, с другой — стихия рыночной экономики.
Благодаря синергетике становится очевидно, "что логическому ряду: обратимость —детерминированность — логика — закон — порядок противостоит более адекватный сегодняшней реальности ряд: необратимость — асимметрия — энтропия — хаос" [Пригожин, с. 50].
Итак, основные тезисы синергетической концепции развития таковы:
- Без неустойчивости не может быть развития. Неустойчивость есть условие динамического развития.
- Устойчивость мира и культуры относительна, она возможна лишь на отдельных (даже длительных) стадиях и до определенной степени.
- Достигая своего предельно развитого состояния, сложные системы обретают тенденцию к распаду. Возникновение нового неразрывно связано с хаосом, неустойчивостью и случайностью.
- Любая устойчивость рано или поздно оборачивается нестабильностью. Стадии возникновения и распада, равновесности и неустойчивости сменяют друг друга.
Синергетика дает принципиально новое понимание хаотических процессов, характерных для всех сфер социокультурной жизни, как неявной потенциальной упорядоченности, способности к самоорганизации. Если в XIX веке конструктивной основой мировоззрения выступала биологическая наука (на ее основе, например, сформировались эволюционистский и органистический взгляды на культуру), то сегодня подобную роль выполняют математические модели, разрабатываемые в рамках синергетики. Они вносят новое понимание возможностей поведения сложноорганизованных систем (в том числе и культуры) и возможных способов управления ими.
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте понятия "динамика" и "развитие". В чем сходство и различие между ними?
2. В чем смысл понятий "прогресс", "регресс"?
3. Охарактеризуйте эволюционные взгляды на социокультурную динамику.
4. В чем основное содержание концепции культуры Л. Моргана?
5. В чем состоит сущность диалектико-материалистического понимания истории?
6. Дайте характеристику марксистской концепции общественно-экономических формаций.
7. Что означает термин цикличность?
8. Охарактеризуйте циклические представления о социокультурной динамике.
9. В чем смысл теории круговорота в истории Дж. Вико?
10. Охарактеризуйте представления О. Шпенглера о жизни "культурных организмов".
11. В чем сущность концепции "вызовов — ответов" А. Тойнби?
12. Что такое этногенез по Л.Н. Гумилеву?
13. Понятие пассионарности в концепции Л.Н. Гумилева, в чем его смысл?
14. Охарактеризуйте "этническую историю" Л.Н. Гумилева.
15. В чем сущность концепции длинных экономических волн, разработанной Н.Д. Кондратьевым?
16. Охарактеризуйте основные фазы циклической динамики хозяйственно-экономической системы в концепции Н.Д. Кондратьева.
17. Охарактеризуйте основные положения теории социокультурной динамики П. Сорокина.
18. В чем заключается специфика идеационального искусства? науки? морали? права?
19. В чем заключается специфика чувственного искусства? науки? морали? права?
20. Нарисуйте схему волнообразной социокультурной динамики П. Сорокина.
21. В каких формах может быть осуществлен переход от идеационального к чувственному типу культуры в концепции П. Сорокина?
22. Охарактеризуйте основные положения концепции динамики культуры Ю. Лотмана.
23. Какие два типа динамических процессов культуры выделяются в концепции Ю. Лотмана?
24. Охарактеризуйте синергетику как научное направление, изучающее динамические процессы в различных системах.
25. Возможно ли применение синергетики к пониманию культурной динамики?
26. В чем состоит механизм динамических процессов согласно синергетике?
27. Какие масштабы и виды шкал применяются исследователями при описании социокультурных изменений?
28. В чем проявляются процессы восхождения, спада и кризиса в социокультурной динамике?
29. Охарактеризуйте устойчивость и изменчивость в культуре.
30. Каковы представления об эволюции в современном неоэволюционизме?
31. Что такое глобальная эволюция?