Временные параметры социокультурных изменений

Поскольку в рамках культурологии исследуются общеродовые, общесоциальные, групповые и индивидуальные аспекты процесса социокультурных изменений, то понятие "времени" для нее явля­ется достаточно гибким и фиксируется в различных масштабах.

Исходя из этого исследователи выделяют три типа шкал социокультурного времени:

- микромасштабные шкалы времени (1 —25 лет) применяются при анализе процессов, происходящих в жизнедеятельности групп и отдельных индивидов (например, возрастных ритмов человека, циклов деловой активности и т.п.);

- среднемасштабные шкалы времени используются при рассмот­рении таких важных факторов социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады (48 — 55 лет), процесс смены поколений (25 — 30 лет);

- макромасштабные шкалы времени (100 и более лет) применя­ются при исследовании традиций, процессов смены династий, общественных формаций, изменений языка и т.п. Именно такие масштабы используются при анализе зарождения, расцвета, упадка и гибели того или иного типа культуры (например, в творчестве Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби).

Важными характеристиками времени развития культуры выступают его ритм и темп. Многие сферы жизнедеятельности людей подвержены чередованию подъема и спада активности, что проявляется в темпах и ритмах движения культуры в целом.

Современный культуролог Ю.М. Лотман в книге "Культура и взрыв" представляет характер социодинамических процессов в виде непрерывного движения — "осмысленной предсказуемости" и, как противоположность этому, — непредсказуемости, то есть изме­нений, "реализуемых в порядке взрыва". Говоря о "непред­сказуемости", Ю. Лотман имеет в виду, что каждый "момент взрыва" имеет определенный набор равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние, из которых реализуется только одна.

Однако взрывные процессы — лишь один из двух путей, какими осуществляются изменения в культуре. Постепенные и взрывные процессы, представляя собой антитезу, существуют только в отношении друг к другу. Все взрывные динамические процессы реализуются в сложном динамическом диалоге с механизмами стабилизации. Так, например, по мысли Ю. Лотмана, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. Новое в технике всегда обусловлено и стимулируется практическими потреб­ностями (поэтому научные идеи могут быть не своевременными) и вследствие этого оно предсказуемо, то есть выступает "реализацией ожидаемого". Новое же в науке или искусстве всегда есть "осуществ­ление неожиданного". Таким образом, динамические процессы в культуре строятся как своеобразные колебания маятника между сос­тоянием взрыва и состоянием организации, реализующей себя в постепенных процессах.

3. Механизмы социокультурной динамики.

Социокультурная система находится в постоянном движении. В ней перемежаются периоды относительной устойчивости и периоды интенсивного обновления.

Как правило, культура реализует себя через равновекторные действия людей, обусловленные разнообразными и даже противополо­жными мотивами, целями и желаниями. Часть этих действий соответствует норме (то есть подчинена устоявшимся в данной культуре правилам), а две другие ее части, противоположные по направленности, как бы "гасят" друг друга. Таким образом, система находится в устойчивом равновесии, процессы реорганизации не являются необходимыми, а потому социодинамика замедлена.

Тем не менее, в процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия. Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тен­денции. Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновремен­но в нескольких подсистемах культуры (например, политике, эко­номике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.

Периоды кризисов неизбежны для любой культуры и могут играть не только негативную, но и позитивную роль в социокуль­турной динамике. Важную функцию в динамических процессах выполняют периоды подъема культуры. На этой конструктивной фазе рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы нового культурного опыта. Огромную роль при этом играют куль­турные заимствования — внедрение предметов, норм деятельности, ценностей, апробированных жизнедеятельностью других культур; и инновационно-поисковая деятельность — сознательный отход от устоявшихся норм и использование новых образцов деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной практике два вида процессов (процессы восхождения и кризисные процессы) зачастую тесно переплетены между собой так, что доминирующие тенденции не проявляются. Процесс отмирания старых норм и процесс внед­рения новых осуществляются параллельно, иногда стремительно, иногда постепенно, а потому незаметно.

В развитии культуры основополагающую роль играет диалектика традиции и инновационных процессов. Развитие культуры есть расширение сфер и областей человеческого опыта, который осмысливается и закрепляется в традиции (от лат. traditio —передача). Традиция в культуре является фактором устойчивости, обеспечивает стабильность, авторитет культуры и куль­турных норм. Однако, несмотря на всю важность традиций, нельзя себе представить развитие культуры без обнов­ления культурного опыта, без инноваций. Они проявляются в изменениях, которым подвергается весь образ жизни. Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Чтобы стать достоянием и цен­ностью человеческого бытия, им требуется определенное время, "большое время культуры", как определял М. Бахтин.

Развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя, благодаря действию через определенные социокультурные институты механизмов преемственности, которые транслируют каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образо­вания, средства массовой коммуникации, учреждения культуры). В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, но что-то добавляется и новое. При этом некоторые утраты оказываются невозвратимыми, а некоторые, по мере пот­ребности, частично восстанавливаются. Эти процессы во многом носят непредсказуемый и спонтанный характер.

Одним из важнейших источников и механизмов развития культуры является творческая деятельность. Она – источник всех новаций, которые возникают в культуре и трансформируют, изменяют её. Творчество является движущей силой развития культуры и важнейшим фактором её динамики.

Без творческой деятельности невозможно не только трансформировать, изменить, но и сохранять культуру. Творчество лежит в основе усвоения социокультурного опыта, определяет способность общества адаптироваться к изменениям. Творческая деятельность – это звено, которое соединяет культуры прошлого с культурой настоящего и будущего. Оно является диалогом-взаимодействием культур.

Развитие культуры невозможно без культурной преемственности и культурного взаимодействия. Для любой национальной культуры знакомство с другими куль­турами открывает широкие возможности развития. Сведения о жиз­ни других народов расширяют кругозор людей, позволяют им новы­ми глазами посмотреть на мир и на свою жизнь, осознать особенно­сти своего бытия, внести полезные новшества в свой образ жизни. Культурные достижения других народов — добываемые ими продук­ты сельского хозяйства, ремесленные и промышленные изделия, про­изводственная техника и технология, изобретения и открытия, худо­жественные ценности, философские, нравственные, правовые, поли­тические идеи — все это вливается извне в национальную культуру и становится ее собственным достоянием.

Контрольные вопросы:

 

Темы рефератов и творческих заданий:

Литература:

Тема 8. Концепции социокультурного развития.

1. Циклические модели социокультурных макродинамических процессов

2. Волновые модели социокультурной динамики

3. Эволюционные модели социокультурной динамики

4. Синергетическая модель развития культуры

 

Идея прогрессивного развития культуры и общества сформировалась и получила развитие в XVIII-XIX вв. Основой ее стали развитие науки и индустриального общества. В фи­лософии выдвигались различные взгляды относительно движущих сил общественного прогресса и законов истории, определяющих развитие об­щества и культуры (просветители, А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Гегель и др.). Они сформировали представление об эволюции культуры. В ХХ в. на основании социокультурных исследований и анализа отдельных культур были созданы более сложные модели культурного развития – циклические, волновые. А также на основе синергетического подхода к культуре как сложнейшей диссипативной системе, появилась синергетическая модель, учитывающая диалектику разнородных состояний системы в один и тот же период времени, определяющий динамику культурного развития.